5 октября (ст. ст.) 1596 года при Царе Фёдоре Ивановиче первым русским патриархом Иовом было установлено празднование Собора Московских святителей. В Собор вошли исключительно митрополиты — Петр, Алексий, Фотий и Иона. Тогда же утверждается и чин празднования всем святителям вместе. Позднее к ним в 1875 году был причислен митрополит Филипп (Колычев), а в 1913 году патриарх Гермоген, много сделавший для преодоления „Смуты“ начала XVII века.
"НЕ МОЖЕТ ДЕРЕВО ДОБРОЕ ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ХУДЫЕ, НИ ДЕРЕВО ХУДОЕ ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ДОБРЫЕ" (Мф. 7:18)
Как было уже сказано, празднование Собора Московских Святителей
было установлено при ЦАРЕ ФЁДОРЕ ИОАННОВИЧЕ (годы жизни: 31мая 1557 - 7января 1598) - третьем сыне святого благоверного Царя Иоанна IV Грозного и царицы Анастасии Романовны. Два святых Государя - отец и сын, доброе дерево и добрый плод, два великих русских Самодержца, всей душой любящих Бога, были совершенно разными по складу характера. Один был грозным для врагов Божиих и для врагов Отечества, а другой был кротким миротворцем и горячим молитвенником за Русь. Переоценить же результаты их Царского служения невозможно. В их правление Русь из Княжества преобразилась в великое Русское Царство. Но только вот ни Государя грозного, ни милостивого Государя не обошла стороной наглая клевета: первого нечестивые "историки" заклеймили "тираном", а второго - "дураком". А как известно, податливые на клевету современные люди скорее принимают смачную диффамацию, нежели правду о добром имени русских Государей. Увы.
Поскольку в защиту доброго имени Царя-"тирана" в наше время говорится чаще, то в данной заметке скажем несколько слов только о том, каким на самом деле был Царь-"дурак". А для этого обратимся исключительно к известным свидетельствам очевидцев и к фактам.
В "историографии" закрепилась точка зрения, что Царь Фёдор Иоаннович принимал мало участия в управлении государством "ввиду слабости здоровья и ума", что является совершеннейшей клеветнической ложью.
И клеветников было много. «Русские на своём языке называют его durak», — писал, к примеру, о Царе шведский король Карл IX. А другой безумец, английский дипломат Флетчер, оставил такое "резюме": «Прост и слабоумен... , ... мало способен к делам политическим и до крайности суеверен: кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей.»😨... Поляк Лев Сапега утверждал: «Напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убеждён, что он вовсе лишен его». И подобных лжецов было немало. В основном это были иностранные бродяги - путешественники, дипломаты и соглядатаи.
Но да шут с ними - и с этими, и с прочими подобными историческими "персонажами", строчившими поклёпы на русских Царей... Русский же народ любил своего Государя Феодора Иоанновича за чистое и простое сердце и за мудрость не от мира сего, непонятную иноземным проходимцам.
Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» пишет: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах»
Князь Иван Катырев-Ростовский: «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чём попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в царе Фёдоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому»
В «Пискарёвском летописце» о Царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», приводится длинный список его трудов на благо церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли Государь Царь и Великий Князь Фёдор Иванович…» Обращаясь к царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всеа Русии.»
Русский историк Василий Ключевский писал: «…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых церковь так любила заносить в свои святцы»
Голландский купец Исаак Масса: «Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.»
А историк С.М. Соловьёв описал обычный распорядок Фёдора Ивановича следующим образом:
«Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с крестом, к которому царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону святого, празднуемого в тот день, перед которой царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и царя. После этого царь посылает к царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идет здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов царь едет к обедне, которая продолжается два часа… После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.»
В правление Фёдора Ивановича основывались новые города и крепости, началось освоение присоединённой Сибири, обновлены или построены заново укрепления Москвы (см. Белгородская стена), Смоленска (см. Смоленская крепостная стена), Новгорода, Казани, Астрахани, а также ключевых пограничных монастырей. После длительного перерыва возобновилось печатание книг («Триодь постная», «Триодь цветная»).
Основные события царствования:
1584 — утверждён в качестве царя Земским собором. Основан Архангельск в устье Северной Двины, ставший вскоре основным портом торговли с Европой. Основан город Царевококшайск.
1586 — отлита Царь-пушка. Вдоль Старой Казанской дороги основаны Самара и Тюмень, до статуса города повышена Уфа. На Дону основан Воронеж.
1587 — рядом со столицей Сибирского ханства Искером основан Тобольск.
1589 — учреждён Московский патриархат с первым патриархом Иовом. Составлен новый судебник. Рядом с бывшей столицей Золотой Орды Сарай-Берке основан Царицын.
1590 — основан Саратов.
1591 — отражён последний крупный поход Крымского ханства под руководством хана Газы II Герая на Москву. В честь этого события царём основан Донской монастырь. Учреждена Поповская изба.
1591 — завершено строительство стен московского Белого города.
1593 — основан Старый Оскол.
1594 — на западной границе Пегой Орды основаны крепости Тара и Сургут.
1595 — окончена Русско-шведская война 1590—1595 годов, по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (города Ям, Ивангород, Копорье, Корела). Известно, что царь лично возглавлял поход против шведов. Договор в Тявзине. Основан Обдорск в устье Оби, начато строительство Бабиновской дороги в Сибирь.
В конце 1597 года Государь Феодор Иоаннович тяжело заболел и 7 (17) января 1598 года в час ночи скончался. По свидетельству патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах кремлёвских. Сам патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего царя. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась московская линия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребён он был в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом.
А вот что сказал о Государе Патриарх Московский Иов в своём прекрасном творении "Повесть о житии Царя Федора Ивановича":
«Бе же убо сей крестоносный царь зело благочестив и милостив ко всемъ, кроток и незлобивъ, милосердъ, нищелюбив и странноприимецъ, наипаче же вдовица и сироты щадя и всех скорбных милуя и напастным помогая, повинныхъ же смерти на живот свобожая, и во всей своей богохранимой державе Росийского царьствия правду любя, злобы ненавидя, любовъ имея, лукавство жь разрушая и межусобныя брани, востающая во всем царьствии его, своим царьским смиренномудриемъ украшая, и вся пределы богохранимаго царьствия своего в мире и въ тишине и во всяцем благоденствии, и утвержая, и вся окрестныя страны неверных языкъ, востающая на благочестивую християнскую веру и на его богохранимую царь-скую державу, не бранным ополчениемъ, ниже остриемъ меча побеждая, но всенощным бдением и непрестанными к Богу молитвами сих до конца низлагая. Сице Всесилный Богъ своими божественными пречистыми судбами и многими чюдесными знаменми повсюду прославляя Свое Трисвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, наипаче же снабдевая Свое святое избранное достояние, великия Росийския державы благочестиваго царя нашего великого князя Федора Ивановича всеа Русии царьствие, въ мире сохраняя, в немже утвержая непоколебимо истинное благочестие и от всяческих еретических смущений невредимо сохраняя, и от находящих врагъ всячески защищая, и от всяких бед милосердно избавля(я), и на сопротивныя победы даруя.»
(составлено по материалам из разных источников). https://i.mycdn.me/i?r=BDHElZJBPNKGuFyY-akIDfgnf18kyRA0zL7fjtcRoju60koKphc18be09C0lwyJJif4


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1