( 3 мая ст.ст.), четверг.
Седмица 2-я по Пасхе.
Поста нет.
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 24–30).
Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 24–30:
5.24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
5.25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
5.26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
5.27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
5.28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
5.29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
5.30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Деяния святых апостолов, Глава 4, стихи 23 - 31:
4.23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
4.24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
4.25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
4.26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
4.27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
4.28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
4.29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
4.30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
4.31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
(Ин. 5, 24–30)
Строки сегодняшнего евангельского чтения посвящены продолжению речи Спасителя, обращенной к иудеям. Слова Христа, приведенные евангелистом Иоанном, содержат дальнейшее откровение о власти, которую Отец отдал Сыну, и упоминание о суде, ожидающем всех людей. Вера в Спасителя как в Сына Божия и повиновение Его словам есть главное условие для восприятия истинной жизни, которая является залогом блаженного бессмертия, а потому Христос указывает: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).
То есть верующий в Бога, пославшего Христа, и исполняющий Его волю прямо переходит к единению с Богом, к духовному воскресению, а значит, не подлежит уже осуждению и наследует вечную жизнь.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). В этих словах Спасителя речь идет о духовном оживлении в результате Его проповеди, так как Сын есть источник жизни, заимствованной Им от Отца.
Борис Ильич Гладков пишет: «Время это наступает, да оно уже и настало: бывшие до сих пор мертвыми духовно слышат голос Сына Божия, слышат Его учение и, приняв это учение, нравственно оживут, духовно воскреснут к новой жизни, ибо Сын есть источник жизни, как и Отец. К такому именно пониманию слов Господа об оживлении мертвых приводит нас выражение Его, что время для такого оживления (возрождения) настало уже, настало с тех пор, как люди услышали проповедь Самого Сына Божия».
Чтобы показать, что в обещании воскрешать мертвых нет и следа какого-либо самопревозношения, Христос говорит, что Отец дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин. 5, 27). То есть Господу принадлежит и власть суда, потому что для этого Он и стал Человеком, будучи по естеству Сыном Божиим. И эта власть Сына Божия как Судии завершится в конце концов всеобщим воскресением и праведным возмездием: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5, 28). Но чтобы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, Христос добавляет: изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Только тогда вера и бывает истинной, когда сопровождается делами.
Святитель Феофан Затворник пишет: «И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие – дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию… Мертвые дела – все, которые хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении».
И дабы некоторые, видя Его Человеком, не соблазнились, как видимый Человек может производить праведный суд, Господь говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30).
И эти слова Спасителя, сказанные для вразумления слушающих, указывают на равенство Сына и Отца. Он судит согласно тому, что слышит от Отца, с Которым пребывает в постоянном теснейшем общении.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят о том, что без веры невозможно спастись, потому что именно на ней основывается все человеческое и духовное. Но вера мертва без дел, равно как и дела без веры. Пусть же то, что мы истинно веруем Христу, будет явлено на основании наших добрых дел во славу Божию и соблюдения Божиих заповедей.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
О молитве (Деян.4:23-31)
Протоиерей Вячеслав Резников.
Однажды святые Апостолы Петр и Иоанн исцелили человека, который от самого рождения был хромым. Его приносили и сажали у входа в храм для собирания милостыни. В Иерусалиме его знали, и на глазах у многих произошло это исцеление. Изумленным людям Апостолы объяснили, чьей силой совершено это чудо; и по их слову обратилось около пяти тысяч человек. Тут же Апостолы были взяты под стражу, и на следующий день предстали пред начальниками. Старейшины, хотя и кипели злобой, но побоялись народа, и Петр с Иоанном благополучно вернулись к своим. Выслушав их рассказ, никто не стал ни хвалить друг друга, ни проклинать гонителей. «Они, – как сказано, – выслушав, единодушно возвысили голос к Богу», то есть единодушно встали на молитву. И как от избытка сердца говорят уста, так и в молитве вылилось то, что всегда, при всех случаях жизни, переполняло их сердца.
И первым делом они исповедали перед Богом Его Всемогущество. Они сказали: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них»! Они исповедали, что всегда знают и помнят, Кто превыше всего, от Кого — все, и без Чьей воли ничто не совершается на свете. Потом они исповедали пред Богом Его Всеведение и Премудрость, ибо в Писании, почти за тысячу лет, было предречено все, чему они стали свидетелями. Они сказали: «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским». И хотя они распяли Господа Иисуса, однако же сделали не более, чем предопределила рука Божия и совет Его.
Вспоминая это в молитве, Апостолы не вспоминают о своих заслугах. Они не обольщаются тем, что врагам на этот раз не удалось одержать верх. Они не забывают, Чьей силой совершаются через них чудеса и знамения, Кто хранит каждый их шаг. Они всегда все повергают пред Господом: и свои скорби, чтобы Господь рассудил о них; и свои дары и способности, чтобы снова получить их из рук Творца. «И ныне, Господи, – молятся они, – воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса». И поскольку молитва эта была истинной молитвой, то «по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением».
И вот, если уж такие, бесстрашные, богато одаренные люди ни на минуту не забывали, что они сильны только постоянной молитвенной связью с Богом, то и нам необходимо об этом помнить. Молитвой надо начинать всякое дело, с молитвой делать, и молитвенно за все благодарить. «Приобретенное многими молитвами и трудами бывает твердо и прочно», – читаем у преподобного Иоанна Лествичника. «Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется; а если бы это случилось, то не падет совершенно», потому что молитва по сути своей есть «пребывание и соединение человека с Богом».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев