nos et sagittas unguimus ac ferro ipsi nocentius aliquid damus, nos et flumina inficimus et rerum naturae elementa, ipsumque quo vivitur in perniciem vertimus. neque est ut putemus ignorari ea ab animalibus; quae praeparent enim contra serpentium dimicationes, quae post proelium ad medendum excogitarint, indicavimus. nec ab ullo praeter hominem veneno pugnatur alieno. fateamur ergo culpam ne iis quidem quae nascuntur contenti; etenim quanto plura eorum genera humana manu fiunt! quid? non et hominis quidem vi venena nascuntur? atra ceu serpentium lingua vibrat tabesque animi contacta adurit culpantium omnia ac dirarum alitum modo tenebris quoque suis et ipsarum noctium quieti invidentium gemitu, quae sola vox eorum est, ut inauspicatarum animantium vice obvii quoque vetent agere aut prodesse vitae. nec ullum aliud abominati spiritus praemium novere quam odisse omnia. verum et in hoc eadem naturae maiestas: quanto plures bonos genuit ut fruges! quanto fertilior in his quae iuvent alantque! quorum aestimatione et gaudio nos quoque relictis exustioni suae istis hominum rubis pergemus excolere vitam, eoque constantius quo operae nobis maior quam famae gratia expetitur. quippe sermo circa rura est agrestesqne usus, sed quibus vita constet honosque apud priscos maximus fuerit.
И если слоны и туры острят и выглаживают свои бивни о дерево, а носороги о скалу, вепри же как об одно, так и другое точат кинжалы своих клыков, если, следовательно, животные умеют приготовляться к тому, чтобы наносить вред, — то кто же из них, за исключением человека, еще и напитывает свое оружие ядом. А мы и стрелы напитываем и самому железу сообщаем нечто еще более губительное; мы и реки отравляем, и самые стихии природы, и даже то, чем поддерживается существование, обращаем во вред живущему. И нельзя думать, что животным яды неизвестны; нами было указано, что предпринимают они против нападения змей, что придумали для лечения после сражения с ними. Однако ни одно из них, кроме человека, не сражается чужим ядом. Итак, признаем свою вину, мы, которые не довольствуемся тем, что рождается ядовитым; ведь насколько больше разных ядов сделано человеческими руками. Да разве не рождаются люди, которые стоят всякого яда. Дрожит, черный, как у змеи, язык, сжигает своим прикосновением гной души этих людей, все обвиняющих и, подобно зловещим птицам, отравляющих сумрак, которым они окружены, и спокойствие самых ночей воплем — единственной своей речью; как приносящие беду животные, они одним своим приближением препятствуют работе и человеческой деятельности. И не знают эти ненавистнические умы иного удовлетворения, кроме своей ненависти ко всему. А между тем и в этом, несомненно, проявляется то же величие природы. Насколько больше порождает она добрых среди людей, как и среди плодов. Насколько богаче она, тем что приносит пользу и что идет в пищу. И потому, ценя ее создания и радуясь им, оставив этот человеческий бурьян сжигать себя собственным огнем, мы будем и впредь строить жизнь, и притом тем усерднее, чем важнее для нас самая наша работа, а не слава. Правда, речь идет здесь о деревне и о сельских обычаях, но о таких, которые служат основой жизни и пользовались величайшим уважением у наших предков.
(Плиний. Естественная история. Книга XVIII. I)
https://jan-pirx.livejournal.com/302759.html https://jan-pirx.livejournal.com/302904.html https://jan-pirx.livejournal.com/304290.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев