В 80-е годы Юрий Севостьянов (19.08.1961 - 28.01.2006) был одной из центральных фигур в подпольной "кассетной" культуре, занимаясь тиражированием записей запрещенных авторов-исполнителей. В начале 90-х, когда в России появились первые легальные рекорд-компании, Юрий Николаевич оказался во главе подразделения фирмы "Союз" Master Sound, которое было создано с целью выпуска музыки, в обиходе именовавшейся "блатняком". В 1993 году Юрий Севостьянов предложил заменить отпугивавший публику термин словосочетанием "Русский Шансон", а несколько лет спустя зарегистрировал его на свое имя как торговую марку.
Сам продюсер чурался публичности, но под маркой его компании многомиллионными тиражами выпускались записи таких заметных персонажей легализованного жанра, как Михаил Шуфутинский, Вилли Токарев, Петлюра, Геннадий Жаров, "Нэнси", Трофим, Ефрем Амирамов, Люба Успенская, Иван Кучин. Юрий Севостьянов издавал и диски классиков жанра — Аркадия Северного и Константина Беляева. Выпущенные компанией Юрия Севостьянова архивные записи Александра Розенбаума долгое время были предметом серьезного конфликта между продюсером и певцом. Наконец, Юрий Севостьянов фактически открыл знакового для своей компании исполнителя — Михаила Круга. В середине 90-х продюсер применил собственное ноу-хау: договорился с владельцами 25 московских музыкальных палаток крутить один час в день записи тверского шансонье, и в 1997 году последний стал одним из главных героев направления.
Многие артисты, исповедовавшие "Русский Шансон", называли Юрия Севостьянова отцом жанра, сам же продюсер ограничивался такой формулировкой: "Когда я брался за эту, как ее называли, 'грязную музыку', заниматься ею никто не хотел". Во многом благодаря Юрию Севостьянову маргинальные, по сути, артисты появились на телевидении, стали выступать на главных площадках, включая Кремль,— в Санкт-Петербурге, а позже и в Москве возникли радиостанции, ориентированные на тюремную песню, разбавленную КСП и эмигрантской романтикой. В конце 90-х "русский шансон" был в моде даже у интеллектуалов.
28 января 2006 года в возрасте 44 лет генеральный директор компаний "Русский Шансон" и Master Sound Юрий Севостьянов скончался.
«Группа диссидентов шоу-бизнеса вдруг сошлась под кличкою „шансон“…»
Е. Амирамов, «Новая Мурочка»
«Перестройка — демократия — гласность» изменили основы жизни в СССР. Но для полной легализации шансона и окончательного выхода жанра из подполья на эстраду должна была исчезнуть советская система.
Внезапно обрушившийся на нас капитализм диктовал свои законы, которые отныне диктовались не идеологическими требованиями, а конъюнктурой рынка.
В начале 90-х безымянные ларьки моментально превратились в рекорд-компании.
Помню, как в 1991 году, на фестивале «Гоп-стоп шоу» в фойе Театра эстрады покупал у не по-шансонному длинноволосого продавца кассеты с самопальными вкладками-обложками: «Студия „СОЮЗ“ представляет сборник „Москва Златоглавая“ № 1».
Впоследствии понял, что приобрел раритетную нынче пленку из рук самого Юрия Севостьянова, будущего основателя лейбла «Мастер-саунд», впоследствии ставшего «Русским шансоном».
В начале XXI века в интервью интернет-газете «Правда» Юрий Николаевич Севостьянов (1961–2006) признавался:
Я являюсь родоначальником самого слова «русский шансон». Направление существовало и до меня, но именовалось «блатняком» и «городским романсом». В конце 1993 года, когда я еще работал на студии «Союз», происходило становление шоу-бизнеса и появление легальных звукозаписывающих компаний. Вот тогда я вместе с коллегами понял, что продавать и представлять блатные песни невозможно. Стали думать, как это можно сделать. По аналогии с французскими изданиями Владимира Высоцкого мы решили назвать это направление «русским шансоном». Именно передо мной стояла задача объяснить публике, что это такое и обеспечить продажи. В 1994 году мы выпустили более пяти миллионов носителей под маркой шансон. Самое главное — тогда же на канале М-1 появилась телепередача «Русский шансон», которая продержалась в эфире два года. Так мы и внедрили шансон на рынок. Сейчас он воспринимается как что-то вполне обычное, но тогда протолкнуть такой жанр было сложной задачей. В Санкт-Петербурге мы открыли радиостанцию, и в 1997 году я запатентовал название «Русский шансон» по всем классам использования. Так что этот товарный знак принадлежит мне. Артисты называют меня «отцом русского шансона». Можно относиться к этому как угодно, но, когда я брался за эту, как ее называли, «грязную музыку», ей действительно никто заниматься не хотел…
Конечно, почин Севостьянова был сразу подхвачен. Перспективность ниши поняли конкуренты — создатели компаний «ZеКо», «Элодея», «Русское снабжение» и др. На первых порах все они занимались не столько продвижением артистов, сколько коммерцией. Не избалованные вниманием СМИ, не знающие законов бизнеса, новоявленные шансонье были рады любому вниманию и часто за бесценок отдавали владельцам студий права на тиражирование альбомов, которые приносили купцам бешеные прибыли.
Интересно, что вплоть до 1995 года многие исполнители издавали свои альбомы на умирающем во всем мире виниле. Александр Новиков и Анатолий Днепров, Михаил Звездинский и Анатолий Полотно, Константин Ундров и Валерий Волненко, Андрей Никольский и Виктор Королев выпускали виниловые диски. Благо проблем с изданием не возникало: худсоветы остались в прошлом, а у былого монополиста — фирмы «Мелодия» — появились конкуренты. Выпуск «диска-гиганта» был отголоском советской эпохи, когда такой чести (записи сольной пластинки) мог удостоиться только официально признанный популярный артист.
Постепенно громоздкие конверты и самодельные обложки кассет сменились произведенными в промышленных условиях компакт-дисками с красочной полиграфией.
Своих заводов для производства CD в России еще не существовало, тиражи заказывали в Швеции. Сегодня первые релизы «Мастер Саунд» или «Русского снабжения» являются настоящими раритетами. От современных компактов они отличаются даже на ощупь: толстые, в тяжелых коробках, с лаковыми буклетами — эти диски производят солидное впечатление, не чета большинству нынешних штамповок.
Чьи же фамилии можно было прочитать на упаковках музыкальных новинок девяностых?
Во-первых, переиздаются старые и записываются новые концерты классиков жанра: Розенбаума, Новикова, Токарева, Шуфутинского, Гулько. А, во-вторых, по мере становления индустрии шоу-бизнеса открываются неизвестные ранее звезды. Смутное время стало, как ни странно, эпохой рождения целой галактики под названием «Русский шансон».
«Планеты» Сергея Трофимова (Трофима), Михаила Круга, Сергея Наговицына, Ивана Кучина, Гарика Кричевского, Кати Огонек, Александра Дюмина, Евгения Кемеровского, Петлюры и многих-многих других были открыты именно в «лихие девяностые».
Мы всегда открыты для сотрудничества, по всем вопросам обращайтесь ⤵
☎ 8-960-035-83-33
📪 istinnaya.zhizn@mail.ru Ссылки на наши соц.сети:
🔺Наш официальный сайт - http://istinazhizn.ru 🔺ВКонтакте - https://vk.com/istinnaya.zhizn 🔺Телеграм - https://t.me/istinnayazhiznn 🔺Одноклассники - https://ok.ru/group/70000001264785 🔺Инстаграм - https://instagram.com/istinnaya.zhizn


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев