А сейчас я возвращусь в свои далекие техникумовские годы. Волковский учхоз, 61-62 учебный год, 3 курс, все зоотехническое отделение -- там.
Здесь и произошло наше знакомство с Синяевым Григорием Николаевичем и преподаваемым им предметом "Машиноведение". Надеюсь, вы помните, что группа наша -- полностью девичья. Сразу честно скажу, для нас, представительниц "слабого пола", эта дисциплина казалась не очень понятной и интересной. Все эти винтики, шпунтики, коленчатые валы и т.д. как-то плохо укладывались в наших головах. Хоть бы в общих чертах что-то уяснить и понять!
Григорий Николаевич, я думаю, и сам хорошо это чувствовал и понимал ... Сразу же, на первом ознакомительном занятии, он недвусмысленно (видимо, на основе собственного опыта!) дал нам понять, что мы, девушки, самое большее, на что можем рассчитывать, это "четверка"! И то при условии ... И правда, в течение всего курса я не припомню случая, чтобы кто-то из нас был осчастливлен "пятерочкой"!
А еще у Григория Николаевича была какая-то своя, только ему присущая, "метода" вытаскивания из нас знаний -- опроса во время занятий! Никто, ни по каким признакам, не мог даже предположить, когда ее вызовут "к доске"! Учитель мог методично, занятие за занятием, поднимать девушку отвечать материал, или наоборот, надолго "забыть" о ней и в самый неподходящий момент -- вызвать! Что греха таить, у некоторых преподавателей было примерно понятно, "когда, где и что" ... А тут -- хоть на кофейной гуще гадай!
И на всю нашу группу (а это чуть более 20 человек!) нам было выдано всего 2 учебника по "Машиноведению", т.е. как раз по одному на каждую комнату. Такие старые, с пожелтевшими, захватанными с углов, страницами. Довольно-таки пухлые тома, мы их называли "гроссбухами". Этот учебник всегда лежал на общем столе в комнате общаги. Конечно, мы старались, как могли, конспектировать на занятиях. Еще бы потом разобраться в этих записанных наспех узлах, передачах, трансмиссиях и т.д.!
Не могу обойти тот момент, как мы сдавали экзамены в конце курса по "Машиноведению"... У одной из наших девушек на курсе младше училась землячка, умеющая печатать. Она иногда исполняла некоторые просьбы педагогов. Так вот, мы узнали, что этой девушке поручено печатание экзаменационных билетов. Упросили ее заложить лишний экземпляр (такое нам посоветовали ребята со старшего курса) и отдать нам. Что и было сделано!
Заполучив билеты, мы написали краткие ответы по ним, на каждый стол положили листы, по-моему, ватмана (тоже по совету "старших"!). На нижних углах легонько карандашом обозначили, допустим 1--4, значит, тут ответы с 1-го по 4-й билет. В случае незнания ответа на какой-то вопрос, можно было подсмотреть. А уж как передать друг другу ответы, было делом "ловкости рук"!
Не знаю, замечал ли нашу "ловкость рук" Григорий Николаевич, да я думаю, просто махнул на все рукой!
Заметно было, что он не очень-то и следил за нами, смотрел, в основном, почти все время на отвечающего. Таким образом, некоторые из нас и сдали экзамен, кто на 3, кто на 4. Я сдала на 4, язык у меня был "подвешен" всегда, лишь бы было за что зацепиться! Уф, гора с плеч! Все равно ведь переживали и как могли, готовились!
Конечно, Григорий Николаевич и сам понимал, как мы могли качественно подготовиться к экзамену , имея всего 1 "гроссбух" на комнату! Простите нас, "халявщиков", Григорий Николаевич! Ни до, ни после больше ни по одному предмету такого не было. Учились как и все -- конспектировали, что нужно, готовились к занятиям и экзаменам, читали, старались в силу своих возможностей усвоить преподаваемое.
Как многое я, а вместе со мной и вы, читатели, не узнали бы об этом увлеченном человеке и настоящем герое-фронтовике, не догадайся я поглубже заглянуть и ознакомиться с вехами его жизни! Не иначе, как что-то "свыше" подвигнуло меня на такое!
И как всегда, мне хочется закончить свой рассказ глубокой благодарностью тому поколению, "потом и кровью" выстоявшему в страшной войне и не растерявшему своих лучших человеческих качеств! Их уже так мало остается на нашей многострадальной Земле! Нет с нами и Григория Николаевича и всех, о ком я писала раньше ...
ВЕЧНАЯ СЛАВА И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАМ, УЧИТЕЛЬ !
Комментарии 7
Наверное , да даже точно , выпорхнув из техникума , я никогда бы так не написала !
Время нас учит немного по-другому относиться к жизни , к людям ! Все переосмысливается с годами , хочется о человеке узнать что-то еще . А узнав столько важного и интересного , рассказать в своих воспоминаниях .
И большое еще спасибо , Виталий Федорович , -- это ведь Ваше повествование о Григ.Никол. (годы его работы в техникуме) подвигнул меня вставить его , как основу , в мой рассказ !
Поэтому и получилось то , что получилось !