11 апреля 2023 года Госдума приняла в третьем чтении закон1, направленный на ужесточение правил оборота никотинсодержащей продукции и снижение последствий ее потребления в целях защиты жизни и здоровья россиян, особенно – детей и молодежи. Документ предусматривает поправки не только в Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее – Закон № 15-ФЗ), но и в федеральные законы от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Новые запреты и ограничения первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Сипягин и член Комитета Госдумы по охране здоровья Михаил Кизеев обсудили 12 апреля в ходе пресс-конференции о запрете вейпов для несовершеннолетних. В тот же день Госдума рассматривала еще несколько законопроектов, затрагивающих вопросы оборота никотинсодержащей продукции.
Общие поправки
Нововведения коснутся законодательных терминов, содержащихся в Законе № 15-ФЗ. Во-первых, в нем появится официальное определение безникотиновой жидкости. К ней начнут относить любую жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенную для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина.
Как отметил Михаил Кизеев, многие продавцы использовали эту лазейку в законе и продавали те смеси, которые не содержали никотин, но в состав которых входили другие опасные вещества – различные красители, пищевые добавки, растительные метаболиты, препараты, используемые для борьбы с клещами, омывающие жидкости, освежители воздуха и т. д. А такая жидкость и ее влияние на организм человека не изучены ни сами по себе, ни в разрезе влияния на здоровье в измененном виде после прохождения через устройство. Он обратил внимание, что на этикетках современных электронных испарителей нет четкого состава, нет разрешительных документов с информацией о производстве, а только содержатся заманивающие покупателей надписи "без никотина", "со вкусом клубники", "с ароматизаторами" и т. п., якобы безвредными для организма. Появляющиеся новые изделия агрессивно продвигаются как "более безопасные", "вкусные" и "бездымные" альтернативы обычным сигаретам. Хотя данные медицинской статистики, говорящие о двукратном увеличении количества инфарктов у лиц, потребляющих вейпы (электронные системы доставки никотина), о повышении числа болезней легких, а также уже имеющиеся случаи смертельного исхода от потребления таких жидкостей доказывают обратное.
Во-вторых, изделия, содержащие безникотиновую жидкость, войдут в определение никотинсодержащей продукции, а приборы, используемые для получения безникотинового аэрозоля, – в перечень устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Соответственно, все действующие требования и ограничения для никотинсодержащей продукции будут распространены и на безникотиновую.
В-третьих, продавцам запретят продавать никотинсодержащую продукцию по цене ниже минимальной, порядок определения которой установит Правительство РФ. Цель законодателя – сделать так, чтобы карманных денег у детей не хватало на покупку вредных жидкостей и устройств для них, подчеркнули парламентарии. Также у кабинета министров появится право сформировать перечень веществ, добавление которых в продукцию, содержащую никотинсодержащую или безникотиновую жидкость, растворы никотина (в том числе жидкость для электронных средств доставки никотина), станет препятствием для ее выпуска в обращение. Речь идет о веществах и добавках, усиливающих никотиновую зависимость и повышающих привлекательность продукции. Через эти поправки реализованы задачи сделать данные средства менее доступными, в первую очередь для детей и молодежи, и минимизировать маркетинговый эффект привлекательности вейпов.
В случае одобрения закона Советом Федерации и подписания Президентом РФ предписания в части минимальной цены на никотинсодержащую продукцию и определения списка запрещенных к добавлению в ее состав веществ начнут действовать с 1 сентября текущего года.
Ограничения торговли
Часть поправок касается установления дополнительных ограничений торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в части:
• возможности их розничной продажи только в магазинах и павильонах – исключение предусмотрено для случаев отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов, когда допускается торговля указанной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля;
• запрета розничной торговли на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли при отсутствии в населенном пункте магазинов и павильонов.
Вместе с тем начнет действовать запрет на розничную продажу устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте с выкладкой и демонстрацией. По аналогии с табачной продукцией информацию о такой продукции нужно будет доводить до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня устройств для потребления никотинсодержащей продукции с указанием цены без использования графических изображений и рисунков. Демонстрация такого товара покупателю в торговом объекте будет осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем.
Согласно закону новые ограничения и запреты, касающиеся торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, начнут действовать с 1 июня 2023 года.
Иные поправки
Остальные точечные корректировки внесены в другие статьи Закона № 15-ФЗ и в иные федеральные законы. В их числе:
• установление запрета на применение скидок с цены устройств для потребления никотинсодержащей продукции любыми способами, включая издание купонов и талонов;
• включение в сферу госконтроля (надзора) в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции контроля (надзора) за соблюдением установленных законом запретов и ограничений торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции;
• принятие органами государственной власти РФ мер по защите ребенка от рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
• запрета демонстрации процессов потребления никотинсодержащей продукции с использованием устройств для ее потребления в рекламе;
• ограничения в части упоминания устройств для потребления никотинсодержащей продукции в информационной продукции для детей – такое упоминание без демонстрации устройств допускается при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанной продукции – и то, если такое упоминание оправдано жанром или сюжетом информационной продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше.
Ответственность
Не заставил себя ждать и закон об усилении ответственности за нарушения, связанные с продажей табачной и никотинсодержащей продукции, – 13 апреля 2023 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях соответствующие поправки в КоАП2. Ими предусмотрено повышение штрафов:
• для граждан за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции – с 1-2 тыс. руб. до 2-5 тыс. руб.;
• для родителей или иных законных представителей, вовлекающих несовершеннолетнего в процесс потребления такой продукции, – с 2-3 тыс. руб. до 5-7 тыс. руб.
Одновременно увеличатся штрафы за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Они возрастут с 20-40 тыс. до 40-60 тыс. руб. для граждан, с 40-70 тыс. до 150-300 тыс. – для должностных лиц и со 150-300 тыс. до 400-600 тыс. руб. для организаций.
Соответствующие изменения были предложены ко второму чтению законопроекта, которым планируется ввести отдельную санкцию за нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, а именно – их отпуск без рецепта, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Согласно закону за такое нарушение грозит наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб. или дисквалификации на срок от полугода до года, для ИП – 50-100 тыс. руб., для юридических лиц – 150-200 тыс. руб. При этом уточнено, что в отношении фармацевтических работников, совершивших такое правонарушение, будут применяться санкции, аналогичные тем, что предусмотрены для должностных лиц.
Поскольку никаких особых сроков вступления в силу указанных поправок в законе не установлено, в случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ они начнут действовать через 10 дней после официального опубликования закона.
Оценили 0 человек
https://ok.ru/video/6772222200409 Вчера в наш город в спешном порядке прибыла целая делегация.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев