М. Васнецов и его последователи» в Музее истории религии
Центральное место выставки занимают огромные полотна написанные Васнецовым для церкови Св. Георгия Победоносца, построенной по проекту архи¬тектора Л.Н.Бенуа в 1892-1903 гг. на средства Ю.С.Нечаева-Мальце¬ва - владельца Гусевской хрустальной фабрики. Храм с приделами се. Иоанна Богослова и св. мученицы Софии был посвящен небес¬ным патронам заказчика, его рано умершей матери и его дяди.
В.М.Васнецов создал для Георгиевской церкви пять больших полотен. Большие размеры картин и картонов под мозаику потребовали строительства специального павильона, который был возведен при Историческом музее в Москве, где Васнецов работал в течение семи лет. В.М. Васнецов «Евхаристия» Картина-икона Запрестольный образ северного придела (1906)
В.М. Васнецов «Сошествие в ад» Картина-икона Запрестольный образ южного придела (1905) В описании Васнецова она выглядит так: «Господь Иисус Христос стоит на разрушенных "вратах адовых" и правой рукой держит Адама, а левой - Еву, тысячи лет ожидавших избавления от "сени смертней". Кругом пророки (Давид, Соломон, Исайя и прочие) и ветхозаветные патриархи. Ближе к Еве-Авель. Вверху ангелы со Святым крестом - знаком победы. В безднах – огонь для грешных»
В.М.Васнецов «Голгофа» Запрестольный образ для северного придела (1905). Васнецов так описал картину; «Христос представлен уже умершим, предстоящие - в глубокой печали и страдании, бурное состояние неба уже утихает, а внизу толпа кричит: "Распни"».
Васнецов «О тебе радуется...» Оригинал для мозаики восточной стены главного (предалтарного) четверика Георгиевской церкви . Композиция составлена на слова литургии Василия Великого «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род». Ангелы переплелись крыльями между собой, образуя над храмом замкнутый круг. Справа вверху среди святителей - автор песнопения св. Иоанн Дамаскин со свитком в руке, слева - св. Георгий Победоносец.
В.М.Васнецов «Страшный суд» Исполнительный эскиз картины для западной стены Георгиевской церкви (1902). В.М.Васнецов писал «Важна не моя картина, а то, что в ней удалось закрепить из волновавших меня образов величайшей Мировой и Святой Трагедии».
«Христос в терновом венце» Рисунок углем В.М.Васнецова 1906 г. «Спаситель в терновом венце» явился эскизом для иконы в соборе Введения Богородицы во Храм - полковой церкви лейб-гвардии Семеновского полка. Образ Христа проходит через все творчество художника, он писал: «Христос Иванова все-таки лучший Христос всей Европы за несколько веков. Задача найти образ Христа, по-моему, - задача всего европейского искусства, а русского — в особенности».
В М Васнецов Крест-распятие (1926). На тыльной стороне креста текст «Кресть сей ислолнен Викторомъ Михайловичемъ Васнецовымъ. Онъ является последней работой художнике законченной за несколько дней до егс смерти въ iюле месяце 1926 года Сын художника А.Васнецов Дочь художника Т Васнецова» Крест художник написал для своей приходской церкви Свв Адриана и Натальи.
В.М.Васнецов Святой Николай Чудотворец и святая Мария Магдалина Эскиз неизвестной росписи Между 1896 и 1917 гг. Бумага, уголь, карандаш, акварель
Собор равноапостольного князя Владимира в Киеве, посвященный 900-летию крещения Руси, был по¬строен в 1882 году. Главная роль в оформлении интерьера собора при¬надлежит В.М.Васнецову. Он разработал почти всю систему роспи¬сей. Стоя на лесах, он за 10 лет расписал пятнадцать композиций и тридцать отдельных крупных фигур (2000 кв. м стен), образы цен¬трального иконостаса. Работа Васнецова в соборе не имеет себе равных ни по объему, ни по сложности и интенсивности; это своего рода подвиг художника. 016 В.М.Васнецов «Всадники Апокалипсиса» Эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа Владимирского собора в Киеве (1887) Комиссия не нашла возможным допустить эти вещи к исполнению ввиду того, что это не будет понятно для молящихся. Васнецов сокрушался: «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть... нужно признать, что в старину люди были понятливее». Вместо Апокалипсиса на плафоне главного нефа Васнецовым была выполнена трехчастная композиция «Единородный сын Слово Божие», «Саваоф», «Распятый Христос».
«Богоматерь с Младенцем» (После 1896) На иконе представлено наиболее близкое повторение работы В.М.Васнецова для главного иконостаса Владимирского собора в Киеве
«Богоматерь с младенцем» Воспроизведение образа Богоматери из иконостаса северного придела на хорах Владимирского собора.
Иконы и росписи В.М.Васнецова вызвали в русском обществе сильный отклик, репродукции расходились по всей России. Так, воспроизведения эскизов росписей для Владимирского собора в Киеве публиковали многие иллюстрированные журналы; издательства И.Н.Кнебель, Аванцо выпускали серии и отдельные листы. «Святой великий князь Александр Невский», «Богоматерь с Младенцем» «Святой князь Владимир», «Святая княгиня Ольга» Начало XX в. Издание В. Аванцо
«Отечество» Воспроизведение композиции созданной В.М.Васнецовым для Варавского собора Александра Невского
В.М.Васнецова Святитель Алексий, миторополит Московский Москва 1909
Произведения В.М.Васнецова пользовались такой большой популярностью в конце XIX-начале XX веков, что они многократно воспроизводились, чему способ¬ствовало развитие способов фотомеханического репродуцирования. Репродук¬ции использовали как образцы для написания икон, росписи пасхальных яиц, для обучения молодых иконописцев и художников.
Творчество Васнецова в области церковной живописи вызвало появление целой группы последователей. М.В. Нестеров Оригинал для мозаики северного киота храма Спас-на-крови
М.В. Нестеров Святой Александр Невский Оригинал для мозаики северного киота хрпма Спас-на-крови
М.В. Нестеров Эскизы к образом иконостаса северного придела Владимирского собора «Богоматерь с младенцем», «Святой князь Борис» и «Святой князь Глеб»
Иван Сидорович Ижакеич (1864-1962) из крестьян Киевской губернии. Мечтая стать художником, в 10 лет пришел в Киев, учился в художественной школе при Киево-Печерской лавре, затем в частой школе художника Н.И.Мурашко, с 1884 по 1888 гг. в Императорской Академии художеств. Однако, несмотря на значительные успехи, из-за недостатка средств И.С.Ижакевич вынужден был покинуть академию и стал работать в журналах. С 1911 до середины 1914 гг. работал над фресками Георгиевской церкви на казацких могилах в селе Пляшева на Волыни. Храмовые композиции И.С.Ижакевича при их несомненной оригинальности выполнены под сильным влиянием стилистики В.М.Васнецова. И.С.Ижакевич «Святые равноапостольный князь Владимир и княгиня Ольга Воспроизведение росписей в Трапезной палате Киево-Печерской лавры»
И.Г. Кленов «Святой великомученик Пантелеймон со святыми мучениками Леонтием и Марией» 1911
Святая Мария Магдалина (после 1896)
Значение творчества Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) в создании нового стиля в русском религиозном искусстве было поистине революционным. Не просто представить тот огромный шаг, который в лице Васнецова проделало русское монументальное искусство. Васнецов порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свои монументаль¬но-символический стиль церковных росписей, а его историческая живопись, исполненная эпической мощи, ушла от бытового историзма русских мастеров второй половины XIX века. Художник вел серьезные поиски национально-истори¬ческой самобытности в искусстве и архитектуре.
Нет комментариев