Александровский сад с колоннады Исаакиевского собора
Первоначально возле Адмиралтейства простирался широкий луг, отделенный от здания кана-лом и крепостными валами. Они были уничтожены в 1816-1818 гг. при перестройке Адмиралтейства, и их место занял бульвар с двумя рядами деревьев вдоль здания и пустая площадь.
В 1872-1874 гг. по инициативе городских властей у Адмиралтейства был разбит Александровский сад (автор - ботаник Э. Л. Регель).. Сад был разбит на насыпном грунте выше уровня дорог вокруг него и окаймлен длинной полосой каменного парапета, на котором до недавнего време-ни была установлена невысокая ажурная чугунная решетка. В 1929 - 1930 годах сад перепланировали чтобы обеспечить сквозной проход от Конногвардейского бульвара в Дворцовой площади, поэтому куртины, дорожки и клумбы были уничтожены и заменены прямолинейными продольными и поперечными аллеями и геометрически очерченными прямоугольными газонами. В 2003 году восстановлена историческая планировка, оборудована детская площадка.
По углам Адмиралтейского бульвара в 1832 г. были установлены мраморные античные статуи Флоры и Геркулеса. Статуя Флоры так и стоит у края аллеи, статуя Геркулеса оказалась теперь в середине сада, занявшего часть пл. Декабристов.
В 1782 году был установлен памятник Петру I - Медный всадник (скульпторы Фальконе Э. М., Колло М. А., Гордеев Ф. Г.). Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м. В 1890 г. по повелению императора Александра III часть Александровского сада размером 1,52 га вме-сте с Медным всадником была отрезана, и вокруг памятника устроена площадь, названная площадь Императора Петра I.
20 октября 1892 году был открыт памятник путешественнику-исследователю Азии Н. М. Пржевальскому. На лицевой стороне скалы высечена надпись: "Пржевальскому, первому изседователю природы Центральной Азии". На противоположной стороне: "Императорское русское географическое общество на приношения почитателей 1892 г." Известная шутка для туристов о том, что это памятник Сталину и среди конспирологов популярна легенда о том, что Пржевальский – отец Сталина.
В 1897 г. ближе к Дворцовой площади по предложению городской думы в связи со 100-летием со дня рождения поэта установлен бюст В. А. Жуковского (скульптор В.П. Крейтан, архитектор А.С. Лыткин). В 1880 г. дума предложила украсить сад бюстами деятелей культуры. Их долж-но было быть много, но поставили только пять.
Перед башней Адмиралтейства в 1876-1879 гг. был сооружен большой фонтан из плит и фигурных блоков серого сердобольского гранита. Автор проекта – архитектор Н. Л. Бенуа, производитель работ - арх. А. Р. Гешвенд. Диаметр чаши фонтана 26 метров, высота центральной струи достигает 18 метров.
У фонтана в 1896 году были установлены бронзовые бюсты М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя (скульптор В.П. Крейтан, архитектор А. П. Максимов), а в 1900 году бронзовый бюст М. И. Глинки (скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин). На пьедестале памятника Лермонтову строки из стихотворений: «Свершит блистательную тризну / Потомок поздний над тобой / И с непритворною слезой / Промолвит: "Он любил отчизну!" 1841 г».; «Твой стих, как божий дух, носился над толпой / И, отзыв мыслей благородных, / Звучал, как колокол на башне вече-вой Во дни торжеств и бед народных. 1838 г.»
На постаменте памятника Н.В. Гоголю слова писателя из текста "Мертвых душ" и письма к Жуковскому: "Определенно мне чудной озирать всю громадную несущуюся жизнь. Озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы". На другой грани пьедестала: "Знаю, мое имя после меня будет счастливее меня".
На пьедестале памятника М.И. Глинке слова из автобиографии композитора и ноты с текстом из "Руслана и Людмилы". "Музыка - душа моя"/ Автобиография Глинки"; с другой стороны: "Maestoso con moto. / Баян", "Про славу Русскiя земли/ Бряцайте струны золотыя (из интродук-ции "Руслана и Людмилы").
В 2012 году проводилась международная художественная выставка United Buddy Bears (содружество медведей Бадди) которая проходила на пяти континентах и была представлена перед миллионной публикой. Buddy Bears была составлена из картин художников всего мира и про-ходила под девизом «искусство и толерантность».
Зимний фонтан на Новый 2018 год.
В 1727-1732 годах было построено здание Главного адмиралтейства, строительством руководил архитектор И. К. Коробов. Адмиралтейская башня была сооружена в 1734-1737 годах, многократно переделывалась, последний раз в 1806-1823 годах архитектор А.Д. Захаров при строительстве сохранил идеи Коробова. На вершине шпиля расположен флюгер в виде почти плоско-го трехмачтового парусника из позолоченной листовой меди. В нишах барабана размещены циферблаты часов.
Сидящие фигуры мифических и легендарных героев древности - Ахилла, Аякса, Пирра, Александра Македонского - установлены на парапете центральной башни. Скульптор - Ф. Ф. Щедрин.. На аттике первого яруса - "Заведение флота в России" (скульптор И. И. Теребенев). В центре композиции бог Нептун вручает Петру I трезубец - символ владычества над морем.
Двадцать восемь статуй установлены над колоннадой. Они олицетворяют 4 времени года, 4 стихии, 4 главных направления ветра, покровительницу кораблестроения - Изиду и музу астрономии Уранию. Каждая фигура повторяется.
Две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства, называются "Нимфы, несущие небесную сферу". Эти группы созданы скульптором Ф. Ф. Щедриным. Скульптуры были вырублены из пудожского камня в 1812-1813 году.
Протяженный фасад Адмиралтейства от Дворцовой площади к Сенатской.
Не парадная, но необходимая часть сада - общественный туалет построенный в 1902 по проекту гражданского инженера А.И. Зазерскогов стиле модерн.
Напротив сада замечательное здание - дом князя А. Я. Лобанова-Ростовского, построенный в 1817-1820 годах по проекту архитектора О. Монферрана в стиле высокий классицизм. Здание знаменито своими скульптурами львов, на одном из которых спасался Евгений в поэме «Медный Всадник» Пушкина.
Треугольное в плане здание (на второй фотографии с Исаакиевского собора его крыша на первом плане) обращено главным фасадом к Адмиралтейскому проспекту. Главный фасад украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки - беломраморные фигуры львов (скульпт. Паоло Трискорни). Фасад, обращенный к Исаакиевской пл., почти повторяет главный. Фасад по Вознесенскому пр. решен более скромно. Дом на Исаакиевской площади с самого начала заду-мывался как доходный, одно время его занимало Военное министерства, сейчас отель Four Seasons Saint Petersburg
Нет комментариев