Великий Вторник Страстной недели: притча о десяти девах
«Великий Вторник нам приносит десять дев, услышавших от неподкупного Владыки приговор». Это стихи, предваряющие синаксарь на Великий Вторник. «Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине».
Чтобы не уподобиться пяти неразумным девам, светильники которых стали гаснуть, когда Жених Христос приблизился: «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25. 13). Поэтому второй день Страстной недели начинается с того же песнопения, что и Великий Понедельник: «Се Жених грядет в полунощи…».
Скорое распятие Христа соотносится с последними временами. Чтобы сделаться причастником первого события и без отчаяния встретить события второго: «Леность далече отвержем, и светлыми свещами безсмертного Жениха Христа пением усярщем, благословите, вопиюще, дела Господня Господа», возрастающее напряжение предпасхальных и одновременно страшных дней Страстной недели предполагает оставление всякой лени и готовность к молитве.
Синаксарь Великого Вторника Страстной недели просто определяет смысл и задачу этого дня: «Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и (примером) Иосифа (учат) стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод».
Такое бодрствование тем более актуально, что нас ожидает Среда Страстной недели, Великая по той причине, что в этот день ясно открывается неизбежность Христовых Страстей.
***************
Притча о десяти девах
(Матф. 25:1-13)
В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и "Сынов брачных" (Иоан. 3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему навстречу со светильниками в руках, а так как жених мог опоздать приходом, то встречавшие должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, на случай, если налитое в светильники сгорит до прихода жениха. Употребляя этот понятный на Востоке образ, Господь сравнил ожидание Своего Второго Пришествия с ожиданием жениха, которого должны встретить 10 дев со светильниками в руках. Из них пять были "мудрыми", то есть предусмотрительными, которые запаслись маслом, а другие пять — "юродивыми", то есть неразумными, которые не позаботились взять с собой запасного елея, и светильники их догорели и начали угасать. Пока они ходили покупать, пришел жених, двери чертога брачного затворились, и они не были впущены женихом на брачный пир.
Под "мудрыми девами" здесь разумеются все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей); под "неразумными девами" здесь имеются в виду христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, то есть Царство Небесное, ибо Господь сказал: "Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но только Исполняющие волю Отца Моего Небесного" (Матф. 7:21). Последние слова притчи: "Бдите убо…" [итак, бодрствуйте] опять указывают на необходимость постоянного духовного бодрствования для встречи Господа, день и час пришествия Которого сокрыт от нас.
Ахриепископ Аверкий (Таушев)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Четвероевангелие - Последние дни земной жизни Спасителя
(Великий вторник)
*****************
Пять неразумных дев бесполезно стучались ночью в двери Рая. Они остались во тьме. Почему? Потому что не сотворили милости, не проявили сострадания, не простили. У них не было ни елея, умягчающего раны, ни красного карандаша, которым перечёркиваются прегрешения ближних и открывается брачный чертог, открываются Райские двери, Врата Горнего Иерусалима. Да, к сожалению, они остались на улице, а там была жуткая непроглядная тьма – ад. Была ночь, безлунная и холодная.
А разумные девы с умом рассудительным, дисциплинированным, вошли в брачный чертог, вошли в Рай, в вечную жизнь Света. В светильниках у них был елей – доброе расположение, любовь, которая не мстит, но всем и всё прощает. От нас зависит, где будет наше место.
От нас зависит, войдём ли мы в брачный чертог с разумными девами или останемся вовне, в ледяной ночи посреди дев неразумных. Пока ещё мы живём в этом мире, пока ещё не опущен занавес, пока нить нашей жизни не прервалась, мы можем прощать, можем исполнять то, о чём говорим в молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Архимандрит Ефрем Филофейский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев