Посвящается моему учителю географии и астрономии Кучину Александру Николаевич
В Киверичской средней школе весной был объявлен конкурс работ учеников, посвящённых ВОВ. Я долго делал настольную композицию "Таран", изображающую подвиг летчика Виктора Талалихина. Хвост большого двухмоторного бомбардировщикам крестами рубит пропеллером маленький краснозвёздный истребитель. Деревянные, ярко выкрашенные самолёты крепились на стойках из проволоки на деревянной подставке. Я всегда занимался вырезанием и делал разные модели, планеры, воздушные змеи. Предложил брату Коле сдать на конкурс модель подводной лодки, аккуратно сделанную из набора "Посылторга", где мама заказывала для нас разные модели.
Своему другу, Толе Петрову, ядал для конкурса модель торпедного катера с резиномоторным двигателем, красивой рубкой, пушкой, торпедными аппаратами и ограждением палубы леерами из миниатюрных Гвоздиков и тонкой проволоки. Другу Вовке Лабазникову дал модель парусной яхты. Все игрушкибыли ярко выкрашены, покрыты олифой, на подставках. Последним пришёл сосед, Вовка Комаров. Ему достался детально вырезанный пистолет-наган, выкрашенный чёрным битумным лаком с барабаном, мушкой, спусковым крючком и кривой ручкой с насечкой.
Комиссия оценила мои работы и 9 мая объявила всех нас, пятерых друзей, победителями конкурса. Награда победителям была очень необычной. Не обычная "благодарность" или "Почётная грамота", а ПОЕЗДКА В МОСКВУ, В БОРОДИНСКУЮ ПАНОРАМУ, В КРЕМЛЬ!!!
Думаю, чтоглавным инициатором этого конкурса и поездки в Москву был Кучин А. Н. Он же взял на себя всю моральную, материальную и организационную ответственность за 6 мальчишек. (шестым был Ваня Фёдоров, с Большухи, у него папы не было, а мама тяжело болела. Педколлектив таким образом морально поддержал его).
Только к старости я осознал гражданский подвиг Кучина. Взять у родителей под свою полную личную ответственность 6 мальчишек и увести далено-далеко на трое суток - это серьёзный поступок! Я не слышал, что родители платили за поездку, думаю, что ничего.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Поездка началась в Киверичском аэропорту. Мы сели на самолёт АН-2 и после получаса мучительного полёта приземлились в калининском аэропорту "Змеёво". Доехали на пригородном автобусе до Центрального Автовокзала, прошлись по Центру до улицы Правды, до гостиницы "Волга". Долго оформлялись и заселились в многоместный номер на 2 этаже. Вечером где-то перекусили и пошли ночевать. Уставшие и довольные легли спать на непривычно белых постелях с жёсткими крахмальными простынями.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Проснулись очень рано. За открытыми окнами звенели трамваи. В просторном зале ресторана за столом с белыми скатертями нас ждал непривычный завтрак:
-отварная сосиска с зелёным горошком;
- яичница-глазунья;
-горячий кофе с булочкой.
(думаю, что завтрак входил в стоимость номера). Собрались, сели в трамвай до ж/д вокзала. Там, по пешеходному мосту над путями - на платформы, в электричку до Москвы. За окнами - прекрасная ширь полей и перелесков Подмосковья, голубой простор Московского Моря с белыми пароходами! Мелькают интересные и необычные станции за окном: Чуприяновка, Клин, Подрезково, Сходня...! И вот Москва! Просторная Комсомольская площадь, удивительные здания вокзалов! Спустились в метро: тамподземный дворец с картинами на сияющих золотом потолках! Поезд метро с автоматическими дверями! Вышли на поверхность, сели в троллейбус и по гигантскому проспекту, мимо Триумфальной Арки доехали до Панорамы. Круглое необычное здание со стеклянными стенами. Внутри - обилие портретов героев, знамёна, мундиры, сабли, ружья! Поднялись на верхнюю площадку Панорамы. Нереальнокрасивый вид, простор, яркое солнце и свежий ветерок! Нас поразило мигание тлеющих угольков среди обгорелых брёвен пожарища вблизи! Сотни людей и лошадей до горизонта и совсем рядом! Пушки ружья, сабли, барабаны, яркие мундиры! Потрясающие впечатления! Восторг!
Вышли из музея, на троллейбус, на метро до станции Боровицкой. Вышли и пошли в Кремль. Планировалось прогуляться и посмотреть Царь-колокол и Царь-пушку. Но милиция нас остановила, оказалось, что вход в Кремль - через Спасскую башню. Обходитьвремени не было и мы вернулись. Проходя мимо библиотеки им. Ленина, между гигантскими чёрными колоннами я подрался с Ваней Фёдоровым и разбил ему нос. Александр Николаевич меня жёстко осадил, не без рукоприкладства. Посидели на скамеечке у памятника и поехали назад. Метро, Ленинградский вокзал, электричка. Вернулись в Калининград поздно. Уже темно устроились на ночлег в Доме Колхозника". Мест на всех не хватило. Я спална одней койке "Валетом" с братом Колей. Мы были такие уставшие, что уснули бы на голом полу...
ДЕНЬ ТРЕТИЙ..
Утром пошли на Центральный Автовокзал, сели на автобус до Змеёво. Приехали, сели в самолёт и прилетели ДОМОЙ! Поле аэропорта, Владимировка, деревянный мост через речку Городню, киверичская Церковь, Родной Дом и Мама! Какое всё родное и близкое! Как радовались дома нашему возвращению! Сколько было восторженных рассказов о увиденном и пережитом!
И за всем этим событием стоял наш учитель, Кучин Александр Николаевич! Обычный и невзрачный, он искренне любил нашу малую Родину. Огромные усилия приложил для создания музея. В здании старой школы, на втором этаже левого крыла ему было выделено две комнаты ( там раньше был военный кабинет). Он много лет собиралтам разные виды, грабли, топоры, арялки, корзины, туеса, веялки, мялки, жернова, деньги бумажные и медные и многое другое. Через непонимание, нерадение, растаскивание многие годы пытался завершить работу по экспозиции музея.
Влияние Кучина А. Н. на формирование мировоззрения, интереса к знаниям, любви к Малой Родине среди его учеников невозможно переоценить!
Низкий поклон ему и Вечная Память! "
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2