Эрзянская одежда сложилась в течение тысячелетий. Она несёт в себе эстетические и магические нормы, представления о мире, отношениях в семье, обществе. Особенно интересен женский наряд, рождённый в недрах эрзянского матриархата, и в ней немало неразгаданной информации. Силуэт, ритм, вносимый декоративным оформлением (вышивкой), женщина сохраняла из поколения к поколению как неизменный, традиционный идеал народа. Удивляет оригинальная простота покроя тунико-образных панара, покая, руци; они-были удобны в ношении и защите тела.
Гармонична и красива эрзянская женщина в национальном костюме. Чистоту линий, грациозность фигуры подчёркивают вертикали вышивок. Вышивка идёт по центру спереди, вдоль основного полотнища, обрамляет разрез на подоле «эльзире», спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. Эрзянскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов (ковровая зашивка), где нет ничего случайного. Ювелирно выполнение сложного узора по счету нитей и умение сочетать различные способы вышивки. Украшая одежду, мастерицы отбирали лучшие узоры –«сёрмат», т.е. письмена. В старину по ним можно было прочитать, кто из какого рода, по головному убору видно было замужем женщина или нет. Эрзянка от природы наделена чувством меры. Интуитивно, без знаний конструирования и моделирования одежды, она создавала подлинные шедевры. Внося в костюм личное, при этом сохраняла эстетические вкусы и предел становления своего народа. На фоне лесной зелени женщина выглядела очень празднично. Длинный покай почти закрывал ноги. Красно-чёрные вертикальные полосы по белому полотну выглядели благородно. Широкий пояс, пулай, длинными чёрными нитями рельефно подчёркивал бёдра, женщина выглядела стройнее. Съёмные украшения - обязательное дополнение к одежде. Это бусы разной длины и материалов, бисерные воротники, фибула-сюлгамо, шумящие подвески из цепочек, жетонов, бубенцов. Высокий конусообразный головной убор, «панго», сверкает цветами радуги бисерного шитья. Алая фата-платок, закрывая волосы сзади, довершает композицию одежды.
Первоначальная одежда из глубины веков не дошла до нас. Можем только догадываться, как она выглядела, и верить, что некоторые традиции изготовления народ в какой-то мере сохранил. Изначально женщина, державшая власть в обществе, придавала большое значение своему костюму, как средству влияния на сильный пол. О магии костюма, особенно свадебного, нам мало известно, но знания наших предков изумляют воображение. В женском костюме всё было предусмотрено: сохранение тепла, удобства в ношении, различные средства-обереги и многое, пока непонятное, другое. Цветовое решение костюма - триколор, не случайное. В нём заложен глубокий смысл единения физической и духовной жизни человека. Белый - символ божественности, высокого духа, именно поэтому он парадно-торжественен. Чёрный - цвет земли, Родины, колыбели человека и кормилицы, но не траура. Красный - это огонь, кровь (родство), жизнь. В технике вышивки часто встречается «эрзянская звёздочка». В каждой из них закладывался образ бога Чипаза, формируя рельефно-ковровую фактуру изображения. Сам процесс кроя, к примеру, панара имеет традицинно-ритуальную символику, когда широкий льняной холст по высоте модели слаживают пополам, определяют вырез проймы.
Вышивка на старинной одежде выполнялась шерстяными нитями по льняному или конопляному холсту. Нити красили растительными красками из корней подмаренника, чебреца, желтяницы, коры ольхи, молодых листьев яблони. Интересно то, что задолго до появления картофеля люди знали крахмал и использовали в крахмалении нижних рубах. Использовали клубеньки аира болотного. При трении накрахмаленные женские нижние рубашки издают своеобразный хруст. Этот секрет широко использовался женщинами издревле. Шумящие украшения эрзянской женщины: подвески, монеты, жетоны, бубенчики, очевидно, служили для тех же целей. Металлический звон создавал привлекательный фон, он же угнетал дурные помыслы. Яркие цвета, металлически сверкающие подвески, цепочки, ожерелья, вертикали красных полос на одежде спасали женщину от сглазу.
Особенно экзотичен для народов Поволжья эрзянский пояс-пулай, неизвестный другим народам, в том числе и мокше. Пулай и его разновидности - непременная часть женского костюма.
Весит пулай эрзянки внушительно. Я не взвешивал специально, но около 3-4 кг будет точно!
Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая. Зато зимой в нём было тепло. Он охранял от женских простудных заболеваний. Пулай впервые надевали девочке в 14 лет, в момент полового созревания. С этого момента она могла быть засватана. Пулай нёс и защитные функции. Считалось, дурной глаз запутается в чёрных нитях и не сможет сделать женщину бесплодной. Тяжёлый пулай, весом доходящий до пуда, укреплял торс, округлял бёдра и икры ног. Благодаря этому элементу одежды, эрзянки были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди эрзянок совсем не было сутулых и горбящихся. Магический смысл вкладывался и в женский головной убор панго, который надевался с выходом замуж. На панго конусообразной формы на красном фоне в верху в треугольнике символическое изображение жёлтыми бляшками Чипаза. На красной трапеции под ним родовое дерево. Под ним жертвенный постамент. По-видимому, заложена молитва к умершим предкам, к их покровительству. И в завершение о лаптях. Они плелись разные, на все нужды. Отличались количеством лычек. Отличие от русских лаптей: ориентированы на левую и правую ногу. Женские лапти-семирички, очевидно, несут счётную магию, ведь семь - священное число, несущее шаг лунного календаря.!!!
© Аношонь Тумай, г. Лукоянов, директор музея эрзянской культуры, газета «Эрзянь Мастор» № 8 (110) 27.04.2001 ие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 14
Пулай — элемент эрзянского народного женского костюма, который носили на поясе - это тканный пояс-валик, выполненный из конского волоса и шерсти, который может весить от трёх до пяти килограмм. Пулай носили на бёдрах поверх рубашки. Различают пулаи двух видов: без валика (пулокаркс, цёкокаркс) и с валиком (пулагай, пулай, пулакш). В его основе — прямоугольный кусок картона или войлока длиной 20-30 см. Лицевую сторону украшали вышивкой, плоскими пуговицами, раковинами, позументом, бахромой из медных цепочек и цветного бисера. Чтобы нити не путались пулай вымачивался в специальном растворе.
Взрослая женщина не могла появиться на людях или в обществе мужчин без пулая, что...ЕщёВместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Пулай — элемент эрзянского народного женского костюма, который носили на поясе - это тканный пояс-валик, выполненный из конского волоса и шерсти, который может весить от трёх до пяти килограмм. Пулай носили на бёдрах поверх рубашки. Различают пулаи двух видов: без валика (пулокаркс, цёкокаркс) и с валиком (пулагай, пулай, пулакш). В его основе — прямоугольный кусок картона или войлока длиной 20-30 см. Лицевую сторону украшали вышивкой, плоскими пуговицами, раковинами, позументом, бахромой из медных цепочек и цветного бисера. Чтобы нити не путались пулай вымачивался в специальном растворе.
Взрослая женщина не могла появиться на людях или в обществе мужчин без пулая, что было равносильно появлению без одежды. Женщины не снимали его даже летом во время работы в поле, даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника. В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую. Пулай имел сакральное магическое значение и выполнял защитные функции оберега: дурной глаз запутывался в чёрных тугих нитках и не мог сделать женщину бесплодной.
Дополнительно служил и для утепления, уберегая женщину от простуды и переохлаждения почек. Тяжёлый пулай делал тело женщины более сильным, а бедра и икры более округлыми.
Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Девушка начинала носить его в подростковом возрасте и носила до преклонных лет.