Лучшей оперой Винченцо Беллини стала «Норма». Именно в ней в полном блеске проявился мелодический дар композитора. На премьере в миланском театра Ла Скала 26 декабря 1831 года главные партии исполняли Джудитта Паста и Джулия Гризи. Сочинение было восторженно встречено публикой. Композитор сам считал «Норму» шедевром. Он говорил: «Случись кораблекрушение, единственная из моих опер, которую надо было бы спасти, это «Норма». Почётное место в традиционном репертуаре концертов классической музыки занимает увертюра к опере. Её музыка выражает конфликт между воинским долгом и любовными чувствами. В ней также используется тема вступительного хора друидских жрецов. Предлагаем вам послушать увертюру
В 1911 году Морис Равель создал фортепианный цикл под названием «Благородные и сентиментальные вальсы». Композитор писал: «Название само говорит о моём намерении создать цикл вальсов вроде шубертовского. Виртуозность сменяется здесь прозрачным письмом, подчёркивающим гармонию и выявляющим мелодический рисунок». Шестой вальс – один из самых оживлённых в цикле. Он написан в манере скерцо. Предлагаем вам послушать Вальс №6 до мажор из сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы» Мориса Равеля (в переложении Яши Хейфеца) в исполнении Владимира Спивакова (скрипка) и Бориса Бехтерева (фортепиано). Запись 1981 года. https://www.youtube.com/watch?v=-xXZAtzVrbU
Сегодня отмечает свой День Рождения выдающийся российский трубач, педагог и телеведущий, заслуженный артист Республики Татарстан Вадим Эйленкриг. Долгие творческие и дружеские отношения связывают Вадима с маэстро Владимиром Спиваковым. Эйленкриг был частым гостем фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». Предлагаем послушать фрагменты фантазии «Postcards From New Orleans» И. Кадомцева в исполнении Вадима Эйленкрига, Билли Кобэма, Грейс Келли и Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Спивакова. https://youtu.be/M3fOzz7pde8
Один из самых надёжных способов развеселить оперную публику – вложить в уста героя очень быструю арию с вокальной скороговоркой. Особенно смешно она звучит в исполнении баса. Такой приём использовался в старинной итальянской комической опере-буффа. Для самих певцов это настоящий вызов. Рекордной по сложности исполнения арией такого типа стала ария Дон Жуана с шампанским из одноимённой оперы Вольфганга Амадея Моцарта. Дон Жуан, который не боится ни бога, ни чёрта велит своему слуге Лепорелло: «Чтобы кипела кровь горячее, ты веселее праздник устрой!». Предлагаем вам послушать «арию с шампанским» из оперы «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Дмитрия Хворостовского и Национального
Эжена Изаи по праву считают основоположником бельгийской скрипичной школы. Он много писал для своего любимого инструмента. Шесть сонат для скрипки соло, написанные в 1923 году, были задуманы как ответ на сложнейшие сонаты и партиты Иоганна Себастьяна Баха. Каждая из шести сонат посвящена одному из известных скрипачей – современников автора. Первая – венгру Йозефу Сигети, Вторая – французу Жаку Тибо, Третья – румыну Джордже Энеску, Четвёртая – австрийцу Фрицу Крейслеру, Пятая – бельгийцу Матьё Крикбому, Шестая – испанцу Мануэлю Кирога. Первые десять экземпляров тиража изданных нот Изаи отправил своей преданной ученице – королеве Бельгии Елизавете. Соната №6, посвящённая испанскому скрипачу,
Жорж Бизе не предполагал, что мировую славу ему принесёт опера, написанная по сюжету новеллы «Кармен» Проспера Мериме. Подобно многим шедеврам опера Бизе опередила своё время: на премьере в Париже в 1875 году она успеха не имела. Буржуазной публике не понравился образ простой цыганки, презревшей нормы морали. Критики не одобрили и обилие народно-бытовых испанских и цыганских мелодий, ценность которых была признана гораздо позже. К ним относится хабанера, сегедилья, тарантела и зажигательные цыганские песни, написанные в духе болеро – гимна свободы. Совсем другой приём ожидал премьеру «Кармен» в Вене, которую композитор уже не увидел. В возрасте 36 лет он скончался от сердечного приступа. Пр