Добрый день, Друзья!
Сегодня очередной рабочий день недели.
И всё же — приглашаю вас в интересное «путешествие» по Самарскому краю. И отправимся мы — в село Зуевка.
«До конца дней проносим мы в душе любовь к этому благословенному уголку, как проносят пилигримы в ладанке на груди горсть иссохшей и все же чудотворно живой родной земли. И потому все, что связано с этим уголком, неувядаемо светится в нашей памяти, будто любимый цветок в сказочной живой воде». Николай Смирнов
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие.
Зуевка — село в Нефтегорском районе Самарской области, административный центр одноименного сельского поселения.
Основано село из хуторов Кочугуры, Кармыш, Девица, Кулевка, Алешанка в 1826 году крестьянами, впервые начинающие сюда переселяться из Воронежской области еще при последних годах царствования Екатерины второй. А точнее, в 1795-7 годах. В селе есть Михаило-Архангельский храм, библиотека, основанная в 1899 году, детский сад, средняя общеобразовательная школа, больница, краеведческий музей.
Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. На территории села находится сельскохозяйственный производственный кооператив «Красное знамя», при котором имеются комбикормовый завод, пекарня, мельница. Помимо СПК в селе есть 3 фермерских хозяйства, занимающихся растениеводством.
Село Зуевка — известно многим: 26 октября (8 ноября) 1911 года в селе Зуевка ныне Нефтегорского района Самарской области родился Агибалов Михаил Павлович, Герой Советского Союза.
Кто лучше самих односельчан расскажет о малой родине?
Предлагаю вашему вниманию заметку местного краеведа Ивана Яковлевича Меженина. В Зуевке Нефтегорского района его знает каждый. Местный краевед, автор заметок о фронтовиках-односельчанах, председатель Совета ветеранов, он записал десятки интервью с участниками Великой Отечественной войны.
И.Я. Меженин в годы детства работал водовозом, горючевозом. Позднее конюхом, трактористом, электриком, киномехаником, агрономом, 10 лет был председателем сельсовета. С октября 1954 по декабрь 1957 годов служил в танковом батальоне радистом, в составе группы оккупационных войск ГДР гарантируя стабильный мир Европе. Теперь — ветеран труда. Много лет был председателем совета ветеранов села. Член международного союза писателей «Мой современник», автор десяти книг. Среди творческих заслуг много побед в конкурсах: «Горжусь тобой, губерния моя» в номинации «Краеведение», "Ни дня без строчек" и т. д..
Иван Яковлевич — настоящий сельский летописец и краевед. А еще он заядлый рыбак, пчеловод, садовод. В советское время был членом парткома села, заместителем секретаря парткома по идеологии. Писал статьи для местной газеты о людях труда, о товарищах по партии, о производственных успехах и недоработках.
«Я из многодетной крестьянской семьи, — рассказывает он о себе. — Отец до войны работал мельником на паровой мельнице. В войну сражался под Старой Руссой, где его осколком смертельно ранило в живот в январе 1942 года. Наша мама осталась одна с пятью детьми. Летом на лугах мы ели траву, охотились за сусликами. Шкурки сдавали, а мясо жарили в ведре и съедали тут же. Это было необыкновенное лакомство».
С юности Меженину была интересна история родного края, судьбы людей, которые живут в Нефтегорском районе и селе Зуевка, где он сам родился и вырос. И обо всем писал.
«Кто же это сделает, если не мы? — говорит ветеран. — Наша память — это кладезь знаний по краеведению».
Краеведческие и автобиографические рассказы И.Я. Меженина очень популярны. Все изданные книжки расходятся быстро и постоянно востребованы в библиотеке.
Иван Яковлевич продолжает работать: собирает воспоминания, публикует заметки на своем персональном сайте и в социальных сетях.
Знаком Иван Яковлевич и участникам нашего сайта "САМАРСКИЕ СУДЬБЫ". Блог «Крутеньская пустынька», участие в конкурсах принимает постоянно.
Статья Ивана Яковлевича была опубликована в нескольких номерах в газете "22 ОКРУГ" (Нефтегорск, Кинель, Богатое).
Для зуевского читателя это была естественно находка и гордость. Дело в том, что газета альтернативная, выпускается она двадцатью тысячами экземпляров. Такое количество людей узнали об их малой родине. Отзывы читателей были положительными, и было их много. Если кто не прочитал газеты, теперь он можете прочитать материал здесь, на сайте.
«Село Зуевка Нефтегорского района имеет богатую, более чем двухсотлетнюю историю. Когда-то, в стародавние времена здесь располагалось поселение монахов, которое называлось Сухой Лог.
Позднее рядом пройдёт довольно оживлённая дорога, по которой возили на подводах соль из Соль-Илецка в Самару вплоть до 1824 года. Поэтому монахи ушли на жительство в Крутеньскую Пустынь, а Сухой Лог с тех пор стал называться Святым Логом.
Теперь вдоль Соляной дороги (до наших дней это название дошло) образовывались сёла за счёт приписных крестьян, занимавшихся доставкой поваренной соли, отслуживших службу солдат и другого пришлого люда.
У местных краеведов долго не было единого мнения о точном возрасте образования села Зуевка. Обсуждались две юбилейные даты: 185 лет и 215 лет. Первая, по документам, найденным Петром Лупаевым (краевед из Утёвки). Вторая — по моим беседам со старожилами.
Я считаю, Зуевка образовалась в конце XVIII века, т.е. 215 лет назад. Аргументов к тому много, приведу два: Во-первых, получается нестыковка. По сведениям Петра Лупаева, в 1811 году была построена соляная дорога, соединяющая Соль — Илецк с центром России. До официального появления села Зуевки (1826 год) зуевчан здесь как бы, не было, одна лишь ковыльная степь, зайцы, суслики.
А почему же о соляной дороге, соляном логе, соляном пруде в Зуевке столько подробностей сохранилось? От сусликов сведения?
То есть, считаю, когда дорога здесь действовала, предки наши в этих краях уже жили.
Во-вторых, старожилы Щербин С.Т., Кортунов П.Н. и Курбатов М.Т. с 1860 по 1895 годов рождения утверждали: «Воронежцы первыми сюды на подводах приехали. Прислала их к нам сама Екатерина Великая». И ссылались на рассказы конкретных дедушек, бабушек.
А теперь прикинем 1826 год и тех дедушек. Они жили рядом, а кто и в нём. Одно рукопожатие отделяет, они бы говорили внукам, что являются ровесниками Зуевки или чуть ее моложе.
В общем, первыми на здешних плодородных землях стали обустраиваться безземельные воронежские крестьяне, привели которых сюда братья Зуевы: Афанасий и Дмитрий, что и дало впоследствии название новому селу — Зуевка.
По легендам и обрывкам исторических сведений, в начале лета конца века Екатерины II, получив подорожную на поселение, уроженцы села Кочугуры, Воронежской губернии братья Зуевы — Афанасий и Дмитрий (известны даже их клички — Зотка и Митюря) отправились на двух подводах в дальний путь. В Бузулукском уезде указали место на поселение — верховье левого берега реки Ветлянка. Добрались сюда, понравилось им здешнее место, обозначили его колышком и уехали, чтобы возвратиться уже на жительство в 1796 году. Приехали, лето обустраивались, хутор тоже назвали Кочугуры. Избу поставили на южном склоне рядом с родниками, позднее они признаются святыми. Жили братья отшельниками года два, три, потом из родных мест потянулись сюда другие крестьяне. Селились они вдоль Ветлянки хуторами, называя их именами родных сёл. Шло время, хутора разрастались, границами притыкались друг к другу.
К 1826 году из хуторов образовалось поселение. На сходе всех хуторян принято решение — в честь первых поселенцев назваться Зуевкой, которая впоследствии становится центром Зуевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии, а Афанасий Зуев — волостным старостой.
И село при его деятельности набирало старт к дальнейшему развитию. Село располагалось вдоль мелководной, пересыхающей реки Сухая Ветлянка на протяжении четырёх километров, и в нём было всего пять улиц: Елшанка, Кулевка, Девица, Кугучары и Курмыш. Такие названия давали переселенцы в память о родных воронежских сёлах.
С течением времени село разрасталось, к нему было приписано ещё около сотни дворов, отрубов и посёлков, в которых жили украинские переселенцы. Так в Зуевскую волость вошли поселки Соляной, Лесной, Березовый, Дольный, Крутенький и другие.
В 1835 году в селе была построена большая красивая церковь на тысячу человек, в 1840 году — открыта казенная школа.
В 1859 году в Зуевке насчитывается 331 двор, 2507 жителей (а вместе с приписанными дворами общее количество жителей — около 4500). Постепенно село пополнялось приезжими людьми. Среди них были и отслужившие свой срок солдаты, утратившие связь с родиной (безродные).
К 1878 году таких военных поселенцев было примерно 30 дворов. Село хорошело год от года, обрастало своими традициями и обычаями. Первые переселенцы Зуевки строили дома из плетневых стен и обмазывали их глиной, всё делалось из подручного материала.
Из-за отсутствия леса, Зуевка долго было селом саманным, т.к. большинство домов складывали из саманного кирпича, в отличие от украинских хат они были небеленые, под соломенной крышей. Отапливались дома кизяками. Но уже к началу 20 века, как вспоминает Б.Е. Кроткий, примерно 60 процентов домов были из деревянных срубов и имели не соломенные, а дощатые крыши, а некоторые и железные. Поэтому село, судя по жилищам, можно было назвать зажиточным.
Участок каждого хозяйства имел протяженность по улице 10 сажен (20 метров). У каждого дома располагался двор с необходимыми надворными постройками. Позади участка сажали картошку на 4-5 сотках, здесь же обычно ставилась баня, обычно топившаяся по «чёрному» — то есть без вытяжной трубы — дым выходил через открытую дверь.
В 1876 году в Зуевке забили подземные ключи, кочугурцы на них обнаружили иконку святого Николая угодника. Признали ключи святыми, срубили колодец, выстроили часовенку и с тех пор здесь находится Святой источник во имя Николая Чудотворца, почитаемое святое место не только жителей всей округи, но и многочисленных паломников приезжающих сюда со всех краев области. После смутных времён гонений на Церковь, источник и часовню восстановили. И с 1982 года он имеет статус экологически чистого природоохранного памятника Самарской области. Сюда приезжают люди, которые исцеляются от болезней ног и различных внутренних болезней.
1878-й год. В селе еженедельно работает базар, на Масленицу и Николу проводятся ярмарки. В селе есть свой пристав. В 1885 году в Зуевке 381 домохозяин, 2571 житель. Грамотных — 96 мужчин и 26 женщин. Школе 45 лет. Обучаются 40 мальчиков и 4 девочки. Три двора владеют 212 десятинами собственной земли, 122 двора землю арендуют, в среднем по три десятины на двор. Арендуют сенокосы и пастбища. Скота у крестьян много: лошадей — 1030 голов, жеребят — 467, волов — 431 голова. Коров — 332, телят — 267, овец — 2553, свиней — 229 голов, пчёлы в двух дворах — 12 ульев. Свои избы имеют 310 семей, 10 семей бездомных, живут в наёмке у других. По две избы (пятистенки) у 11 хозяев. Согласно историческим сведениям, мелким промыслом занимаются 146 хозяев. Есть один трактир. Налогообложение — 17 рублей на душу. Отказались от налогов 2 двора. Сгорело домов за 10 лет — 49, пало скота за пять лет 1891 голова.
1891 год. Тогда окрестные сёла, и посёлки охватила сильная засуха, по хлебу был большой недород. Самарскую губернию охватил страшный голод.
Год 1894-й. Открыта церковно-приходская школа в наёмном дому. По соляному тракту летом проходят стада крупного рогатого скота, овец и лошадей на Самару и Сызрань. Тракт оживлён и зимой. По нему проезжают уральские обозы с рыбой и с тушами убойного скота.
Год 1899. В селе две школы. В земской школе есть ремесленная мастерская. Для церковно-приходской школы на общественные деньги построено собственное здание. В 1899 году Попечительским советом о народной трезвости, возглавляемым губернатором Самары, была открыта сельская библиотека в Зуевке, заведовал которой священник местной церкви — Иоанн Топорнин. В начале всего в библиотеке было 128 книг, в основном — религиозно-нравственного содержания и беллетристика, также книги по истории, географии, сельскому хозяйству, медицине, естествознанию, правоведению. До конца двадцатых годов библиотека находилась при церкви. Когда началось гонение на духовенство, она перешла в ведение сельского совета. В Зуевке работает семь ветряных мельниц. Год 1901-й, засуха, год голодный. Мельницы от случая к случаю работали. В селе 418 дворов, жителей — 2858. В земской школе — 72 мальчика и 2 девочки. Окончили с правом на льготу по воинской повинности 8 мальчиков (на "отлично"). Учителя: Мария Михайловна Майская с жалованьем в 348 рублей в год. Помощник — Антон Белозёрский — 276 рублей. В церковно-приходской школе детей обучает дьякон Андрей Пешков безвозмездно. Заведует школой священник — Венедикт Поведский. Следующие краткие вехи села Зуевки по годам:
Год 1904-й. В селе организовано сельскохозяйственное общество, управляющим стал Трифон Павлович Неклюдин.
Год 1905-й. В окрестных сёлах были погромы помещичьих имений, самовольные порубки казённых и владельческих лесов, покосы лугов без спросу, нелегальные собрания. В Зуевке такого не было замечено.
Год 1907-й. Дворов в Зуевке 453, жителей — 3107 (к этому времени к селу были приписаны около ста дворов близлежащих отрубов — поселков, переселенцев с Украины переехавших сюда по столыпинской реформе в 1907-1911 годах). Отруба — это участки общинной земли, выделенные в единоличную собственность. Действует фельдшерский пункт. Есть урядник, два овчинных заведения, 11 ветряных мельниц. Проводятся ярмарки на масленицу и Николу. Базары по вторникам. За школой располагалось саманное здание сельской управы. В нем же помещалось кредитное товарищество (председатель Смирнов А.М.), откуда берутся деньги на семена, скот и сельхозинвентарь и керосиновая лавка. Интересно, что в то время на улицах, перед домами не было никакой зелени. На все село было два- три палисадника. И без хорошего забора ничего посадить было невозможно — всю зелень обгладывала скотина. Садами поселенцы также поначалу не интересовались, было три или четыре небольших яблочных сада. Вишен, слив, малины не было совсем, было немного крыжовника. Огородов было также мало, сеяли бахчи. А вкус томатов в Зуевке узнали только от переселенцев — украинцев, в начале они им не нравились, а потом вошли во вкус и стали выращивать. В селе были три кузницы, где подковывали лошадей и производили ремонт всех сельхозорудий и сельхозмашин. Ближайшая больница находилась в 20-ти верстах. Лечились крестьяне в основном у бабок. Фельдшерский пункт появился в селе только в 1917 году.
Год 1908-й. На общем сходе прихожане поднимали вопросы быта сельчан и санитарного состояния улиц, дворов. Уведомляли старосту и волостную управу о тесноте в церкви в праздничные дни.
Год 1909-й. По озими удачным выдался. В округа некоторые поля сотнями пудами обходились. А ячмень и пшеница на половину им уступали.
Год 1910-й. Создана бригада лесорубов и плотников из местных крестьян. С июня месяца партия леса-кругляша из Бузулукского бора на строительство церкви поступила. В Самаре отливают колокола.
Год 1911-й. Засушливый год, голодный. Построена церковь, которая стояла около озера "Тепловки". Чтобы дать крестьянам заработать на хлеб земство организовало общественные работы. На церковной площади был вырыт пруд — Тёплое озеро, глубиной около 1,5 метров, летом в нем купались местные ребятишки. Когда строили клуб, по распоряжению руководителей половину Тепловки засыпали. Около церкви стояли церковные дома — дом священника, сторожка, дом псаломщика, дом дьякона и два больших дома — дом волостного писаря и дом волостного правления, и маленький домик с зарешеченными окнами — "кутузка", куда помещали злоумышленников. Церковь являлась центром села. Окончательная отделка — покраска и роспись производилась группой художников в 1913-14 годах на высоком художественном уровне. Их руководителя — подрядчика звали Рафаил Степанович. Высота церкви, до верхушки креста, составляла семнадцать сажен — т.е. больше тридцати четырех метров. Окружена была церковь красной деревянной оградой с большими воротами с западной стороны и калиткой с северной в сторону сторожки. Церковь и ограда были окрашены белой масленой краской, так что выглядела она всегда нарядной. На колокольне было пять колоколов — "большой", весом 162 пуда, в который звонили только по праздничным дням и по воскресеньям, "субботний", весом 52 пуда — в него звонили по субботам. Этот колокол был сигнальным. Веревка от языка спускалась вниз снаружи, так что звонить можно было снизу. В случае пожара, или какой либо еще тревоги били в набат. По ночам церковный сторож ежечасно выбивал часы. Еще было три колокола, один в пятнадцать пудов и два маленьких примерно в три и полтора пуда. Эти колокола применялись для торжественного праздничного перезвона. А при похоронах выбивался траурный перезвон. Ударяли в каждый колокол, начиная с маленького, с интервалом в три- четыре секунды, а затем во все колокола — пока несут покойника до кладбища. Зимой, в буран, когда заметало дороги — звонили в большой колокол, редкими ударами, и заплутавший в поле путник, ориентируясь на звук колокола, выезжал к селу. Вдоль основных дорог ставились вешки — прутики примерно через сто метров. На фоне белого снега они были хорошо заметны и позволяли не сбиться ездокам с дороги
Год 1914-й. В Зуевке дворов 463, жителей — 3373. Служителем церкви работает Евгений Кроткий.
Год 1916-й. В селе спокойно. С фронтов возвращаются раненые солдаты, изредка приходят похоронки. Есть и официальные сообщения: "Участились случаи отказов солдат воевать за царя и отечество". Уборку хлеба в те годы производили жнейками, конными. Наибольшее распространение имели жнейки — лобогрейки. На них от косы скошенный хлеб деревянными вилами подбирал сбрасывальщик и по мере накопления сбрасывал с платформы "валушку". Это была очень тяжелая и напряженная работа, отсюда и название — лобогрейка. Перед революцией начали появляться жнейки-самовязки, или сноповязалки. Это была уже совершенная машина, ее везли три или четыре лошади. Скошенный хлеб автоматически связывался в снопы шпагатом из импортной манильской пеньки и кучками по пять — шесть снопов сбрасывался на поле. Снопы в ожидании транспортировки складывались в "крестцы" колосьями внутрь и снопом сверху же накрывали, чтобы колосья в случае дождя меньше бы намокали. Серпами жали очень редко.
В 1916 году созрела отличная пшеница и накануне уборки прошел сильнейший ливень с шквалистым ветром, все колосья повалило и перепутало так, что даже косой нельзя было взять. Многие наняли жниц — подёнщиц, были тогда в Зуевке белоруски-беженцы — эвакуированные с линии фронта. Платили им по двадцать копеек в день. Мололи зерно, обычно, на ветряных мельницах. На них производился "простой" помол на жерновах, отруби не отделялись. Это было делом хозяек перед приготовлением хлеба. На механических мельницах, как их тогда называли "паровых" производили сортовой помол. До революции около каждого села стояло несколько ветряных мельниц, и осенью в ветреную погоду все они весело крутились. Вокруг Зуевки их было шесть, в двадцатых годах 20 века пять из них работали. Было, так же две механических мельницы, работавших на керосиновых двигателях. В 1916 году — одна из них в ясный летний день сгорела дотла. Хозяин сгоревшей мельницы, Федор Михайлович Шмойлов, получил хорошую страховку, и вскоре он купил "паровую" мельницу Лебедева, которая стояла между Зуевкой и Кулешовкой. Инициативный хозяин вскоре поставил там динамо и впервые зажег электричество. Когда вечером мельница впервые осветилась электрическим светом, в селе переполошились, думали — опять пожар. В тридцатых годах и эта мельница сгорела. В селе было три кузнеца. Самым популярным кузнецом был Пустобаев Михаил Иванович, его кузня была около церковной школы. Прежде он работал кузнецом на одном Петербургском заводе, затем путешествовал по России до Владивостока, был в Манчжурии. Подработает в одном городе, едет дальше и так далее. Потом осел в Зуевке, женился и всё хотел сына, но получались дочери и лишь с восьмого ребёнка пошли сыновья. Вторым кузнецом был Павел Агибалов, но он больше делал слесарные работы. Его сын Михаил стал героем Советского Союза. Он был в первой группе героев награждённых, после Челюскинцев, за военные заслуги, золотая звезда имела одиннадцатый порядковый номер. Его памятник должен был стоять на родине — в Зуевке но по настоянию его брата поставлен в Самаре, его именем названа бывшая Вокзальная улица. Третий кузнец, имя его Емельян фамилия не сохранилась жил в начале улицы Девица, недалеко от плотины через Ветлянку.
Год 1917-й. С приездом учителей Тихоновых — Виктора Ильича и Екатерины Михайловны в двух частных домах открыта земская школа (старая школа сгорела). К зиме с германских фронтов с оружием возвратились солдаты, будущие строители новой жизни. Занин Ефим Алексеевич в селе ведёт агитацию за образование Советов.
Год 1918-й. Гражданская война Зуевки почти не коснулась Председатель сельсовета Горлов Максим, секретарь — Кортунов Павел. К весне со стороны Оренбурга казачьи полки проходили через Зуевку. Активу сельсовета пришлось укрываться. Однажды в восемнадцатом году заехал взвод казаков. В это время на горе, со стороны Утёвки показалась группа всадников — красных, на расстоянии больше километра казаки открыли огонь из винтовок, сделали двадцать — тридцать выстрелов — безрезультатных и быстренько ретировались в сторону Алексеевки. Ещё раз, за селом, за Ветлянкой от Кулешовки в сторону Гальтёвки, строем двигалась казачья сотня и вдруг от Кулешовки открыли артобстрел. Видно было несколько разрывов, но не точных, в стороне от казаков. Казаки моментально рассредоточились и быстро ускакали. Через несколько дней в Самарской газете было напечатано: "Красные войска с боем заняли село Кулешовку". Затем, через полтора — два часа после этого в Зуевку вступил первый Николаевский (затем он стал Пугачёвский) полк Чапаевской дивизии, но они только прошли через село в сторону Алексеевки.
Год 1919-й. Домашкинский полк 25-й Чапаевской дивизии проходил мимо Зуевки. Там служили Шмойлов Григорий и Полянских Павел. Они показывали землякам умение воевать, чем и завлекли зуевских парней в Красную армию.
Год 1921-й. У волостной власти Занин Ефим Алексеевич, Гребёнкин Марк Васильевич и Макаров Павел Григорьевич. Всё лето дули суховеи, на полях одна "катуха". К 1921 году Зуевка уже была разорена продразвёрстками. Зерновые запасы у всех выбрали под метёлку. К тому же 1918, 1919 и 1920 годы были посредственными по урожайности, да и сеяли мало, не было стимула. Знали, что всё, что уродится, отберут. Около села, на выгоне, стоял большой общественный, как его называли "Казённый" амбар. В нём хранился резервный запас зерна на случай не урожая. Амбар вмещал примерно около трёх тысяч пудов. И вот приехали забирать этот запас. Но женщины устроили бунт — около амбара собралось человек двести женщин. Через несколько часов к амбару приехала группа красноармейцев и открыла огонь из винтовок, правда поверх людей. Толпа женщин моментально разбежалась. Мужчины, понимая бесполезность сопротивления, в этой акции участия не принимали. Амбар очистили. В 1921 году многие из украинских поселений были оставлены жителями. Спасаясь от неурожая, они вернулись на Украину. В зиму 1922 года начался голод. Люди разъезжались в поисках хлеба и многие были обречены на гибель. Но в ноябре детям оказывает помощь "общество друзей квакеров" — английская религиозная секта, она взяла благотворительное шефство над голодающими детьми Бузулукского уезда. Была организована столовая. Ежедневно, каждому ребёнку давали порцию рисовой каши, стакан какао, со сгущенным молоком, кусочек шоколада и ломтик хлеба (примерно граммов 150) из белейшей муки. К январю открылась столовая и для взрослых. Они снабжались продуктами на средства великого норвежского гуманиста, ученого, писателя Фритьофа Нансена. Был в Зуевке какой-то начальник Ефим Занин, прозвище у него было Белый, вся эта помощь проходила через его руки и он, не стесняясь, ею пользовался. У него была собачонка, которую он называл "Марксик", так он на глазах голодающих кормил её шоколадом. Правда, потом, вскоре после голода, он получил по заслугам.
Год 1924-й. Единоличники приветствуют НЭП и свободу действий, благосостояние крестьян сравнялось с дореволюционным уровнем. В каждом доме имелось, как минимум, две лошади. Однолошадных, а тем более безлошадных — единицы, это были или одинокие старики или беспробудные пьяницы. А у большинства крестьян было по три- четыре лошади, своя упряжка в плуг. У некоторых для пахоты была упряжка волов — четыре или шесть голов. После голодных лет у многих в хозяйствах появились верблюды. Кроме этого держали две- три коровы, телка или бычка на мясо, одну или две свиньи с поросятами, овец 5 — 10 или даже больше штук. Птицы — с десяток кур, уток, гусей по 5-8 штук. Этих оставляли в зиму. А к осени подрастало молодое поголовье, и его было в несколько раз больше. Так что затруднений с мясом в хорошие годы не было. Были в селе и богатые хозяйства, которые впоследствии были раскулачены. Но это не были, как их называли "кулаки-мироеды". Это были трудолюбивые, энергичные, предприимчивые люди. В основном многосемейные: фактически три- четыре семьи. Например, старик — хозяин и три и даже четыре женатых сына. Работников, как правило, не держали. Разве только иногда в разгар работ, при уборке, молотьбе нанимали на временную работу. Сельхозмашин было уже достаточно. Деревянной сохой практически уже не пользовались, сев вручную не производился, почти все имели конные сеялки.
Год 1929-й. В село приехал уполномоченный Шифрановский. С председателем сельсовета Седых Фёдором Яковлевичем они создают сельскохозяйственное товарищество, которое возглавил Благовещенский.
Год — 1931-й. Шифрановский и Седых на базе сельхоз — товарищества организовали колхоз. В него записались: Глебов Семен, Чеховских Павел, Юрин Иван, Денисов Алексей, Денисовы: Степан, Илья, Трифон, Михаил, Осип, Курбатов Михаил. Всего 20 человек. Председателем колхоза имени Демьяна Бедного избрали авторитетного крестьянина Денисова Степана Васильевича. В результате обобществления у них оказалось имущества и скота: двадцать конных плугов, столько же лошадей и упряжек, двадцать коров, сепаратор и двух — ведерная сбивалка.
Год — 1932-й. При закрытии церкви смертельно ранен секретарь партячейки, активист Денисов Алексей Ильич. Отправлен в ссылку звонарь, подозреваемый в покушении — Рагузин Афанасий, за подстрекательство: Пенькова Александра и Шмойлова Ульяна. Служителя церкви Евгения Кроткого увезли в Самару. Назначенного только что в сельсовет Кавешникова на председательском посту заменил Труфанов.
Год — 1933-й. Председатель колхоза имени Сталина (к тому времени переименовали) Илья Семёнов. Денисова С.В. направили в отстающий колхоз Борского района.
Год — 1934-й. Зарезан колхозный счетовод Денисов Василий Егорович. Отправлен в ссылку по подозрению Кортунов Иван Евсеевич (кличка Ясёк).
Год 1935 — Председатель Совета Труфанов, колхоза — Репин Серафим Николаевич. На полях небывалый урожай. На трудодень начислено по 5 кг, зерно по колхозникам впервые развозили парными фургонами.
В 1936 году по просьбе председателя сельского Совета Иван Данилович. Яценко библиотеку помещают в самый большой в Зуевке дом — дом семьи погибшего счетовода Денисова. Заведует библиотекой Антонина Васильевна Ярыгина, энтузиаст своего дела, прекрасный советчик для читателей, много сил отдавший просвещению и воспитанию населения. Сама библиотека располагается в так называемой "горнице". Антонина Васильевна проводит чтения художественной литературы и лекции, вместе с грамотным сельчанином Елхимовым Григорием Александровичем организует обучение грамоте (ликбез) женщин, не имеющих возможности посещать школу. Так протекала общественная жизнь жителей Зуевки в довоенную пору». И. Меженин, село Зуевка
И так – подробно – год за годом — рассказ об истории села и о судьбах односельчан.
Полный текст – читайте здесь Вехи истории села зуевка
zuevka2007.narod.ru›history.html
Рекомендую для прочтения:
Откуда есть, пошла наша Зуевка Литературная Губерния Автор: Иван Меженин (Село Зуевка Нефтегорского района Самарской области). samaralit.ru Война не обошла стороной Нефтегорский район. Зуевцы как и весь советский народ сражались на фронте и самоотверженно трудились в тылу. На фронт отсюда отправились более трехсот односельчан (самому старшему в 1941 году было 36 лет, а самому младшему – 14). В родное село возвратилась только треть.
Два уроженца Зуевки Михаил Павлович Агибалов и Григорий Андронович Чех стали Героями Советского Союза. Полным Кавалером орденов Славы вернулся в родное село Василий Владимирович Пеньков. Орденами Славы II степеней награжден Иван Андреевич Денисов. МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (1923-2013), прошел всю войну, в 19 лет командовал ротой взрослых мужчин. Участник Великой Отечественной войны Василий Алексеевич Денисов.
187 имен павших высечено на сельском обелиске.
В селе Зуевка Нефтегорского района Самарской области расположен культовый и природный памятник регионального значения – родник «Святой источник».
Спасибо всем, кто присоединился к нашему «путешествию». Поблагодарим Ивана Яковлевича!
Доброго всем дня и хорошего настроения!
«Спасибо» от ветеранов — Волжская коммуна
vkonline.ru›content/view/149136/spasibo-ot-…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев