Выезжаем из Солигалича в метель, навигатор показывает ещё почти час езды по грунтовой дороге. Первым потрясением становится непонятно откуда появившаяся гора чего-то на выезде из города. Как потом выяснилось, это была известь, добываемая местным известковым заводом (одним из крупнейших в России). Второе удивление - железная дорога, тоже принадлежащая этому заводу. Она связывает Солигалич с Череповцом. Не знал, что в Костромской области есть железная дорога, кроме Северной.
Далее едем по заметеной лесной дороге, прыгая по выбоинам (последствие беспощадных лесовозов) и любуясь ельниками, чередующимися с болотами.
Когда местность становится холмистой и леса сменяются полями, становится ясно - приближаемся к заветной Совеге.
И вот леса сменились лугами, низины болот - высокими холмами. Совега встречает порывами ветра и усилившейся метелью. Не хочет пускать меня к себе, как не хотела в ноябре, когда была отрезана вышедшими из берегов реками. Но в этот раз я добрался до тебя!
В былые времена Совега - олицетворение слов "самобытность", "самодостаточность", "независимость". Труднодоступный край на границе двух областей, долгое время входивший в состав Тотемского района Вологодской области. Ныне - самый северный сельсовет Костромской области.
Если спросить любого жителя Солигалича о Совеге, то вам каждый скажет - это отдельное государство, со своими устоями, укладом жизни и даже диалектом.
Немыслимое количество огромных северных домов указывает на уровень жизни, который ранее здесь был. Бедные крепостные люди так не жили. Так жили свободные и свободолюбивые, которые умели работать на себя. Десятки ветряных мельниц раньше украшали эти места, и дома, каждый из которых - шедевр деревянного зодчества. Осталось несколько десятков жителей на всю Совегу, с одним из них на удалось побеседовать. О том, что было и что стало.
Осмотрев и засняв ближайшие брошенные дома, возвращаемся к исходной точке – месту, где оставили машину. Неподалеку, около трактора копошится мужичок (условный Пантелеич, например), который увидев нас, поспешил навстречу. Направляемся к нему и здороваемся:
- Здравствуйте!
- Ну вы это, чего тут?
- Да мы дома вот фотографируем, архитектуру. - А какие проблемы? - Да нет проблем! Удивительный край тут у вас!
- А-а, это раньше был удивительный, красиво было, а теперь – вот. Развалилось все. Вы это, записываете что ли? Снимаешь меня? (косится на фотоаппарат, висящий у меня на груди).
Отвечаю, что он выключен и отворачиваю объектив в сторону, чтобы не смущать. - Да мне скрывать то нечего… Ты это куда потом, в интернет? - Да, в интернет, к себе на страничку. А к вам приезжают же периодически, поснимать, посмотреть? - Приезжала тут одна дама, пиар предлагала. А я говорю ей: «Да иди ты, на кой мне тут этот пиар нужен». А дома да, красивые, большие. А чего мы тут-то стоим? Может чайку пойдем попьем?
Вежливо отказываемся, ссылаясь на то, что торопимся осмотреться до темноты. В это время из дома выходит его жена и окрикивает его, просит с чем-то помочь (не разбираем из-за ветра). Пантелеич отвечает что «щас» и продолжает с нами беседовать.
- Вооон там магазин был, вот там школа. А вон там, в желтом доме на пять окон живет гармонист. Известный, к нему приезжали тут с телевиденья. Можете заехать к нему, записать его. Хорошо играет. А вы чего фотографируете?
- Да я увлекаюсь деревянным зодчеством, наличники фотографирую.
- Пойдемте я вам наличники покажу! Загляденье!
Далее ведет нас за огород, а его жена снова окликает: «Пойдем, срочно нужно помочь!»
- Да щас, нужно наличники показать на бане Женькиной!
И, ускорив шаг, мы идем смотреть наличники, очевидно снятые с одного из брошенных домов и прилаженные на баню. А жена Пантелеича бежит за нами. Пантелеич, не будь дураком, выбирает новый маршрут, по другую сторону огорода, дабы разминуться со своей женщиной.
Мы, чувствуя неловкость ситуации, благодарим за беседу и отправляемся дальше по деревне, под крики его жены «пущай сами бродят». .
продолжение будет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев