Хочу с Вами поделиться. ГРЕМЯЧИЙ (ГРЕМУЧИЙ). Родник и поселок в восточной части района, между Новой Тепловкой и Верхней Вязовкой. Находится в 1,5-2 км с правой стороны от дороги на Верхнюю Вязовку. Основан поселок выходцами из Новоселок. «Гремяч» — это шумливый родник или ключ, производное от русского «гром, греметь». На 01.01.2003 года проживало 5 человек, числилось 5 дворов.
ЛАРИОНОВКА. Хутор, поселок, основанный выходцем из села Новая Тепловка Семеном Ларионовым, на левом берегу реки Ток в 1929-1930 годы. Было 22 двора, проживало 123 человека. По своему назначению это было сельскохозяйственное товарищество. В настоящее время не существует. На греческом «хиларион, хиларос» означает: «веселый, радостный». ЛЕБЯЖИЙ. С этим названием в районе было два поселка. Один — в Бузулукском бору, рядом с поселком Колтубановским. Существует до настоящего времени. Второй — в восточной части района, образованный в годы коллективизации выходцами из села Новая Тепловка, на берегу озера «Лебяжье», и получивший от него название. Прекратил существование к 80-м годам 20 века.
НОВОСЁЛКИ. Село в 6 км на север от села Верхняя Вязовка. Основано в середине 19 века русскими переселенцами, название дано от образования поселения на новом месте, на речке Жилой, родникового происхождения. Справедливости ради следует отметить, что самое первое поселение на этом месте носило название Землянки, поскольку жилье строилось из глины, самана, полы в домах также были земляные. Позднее, когда в село приехали переселенцы из Курской, Белгородской областей и Нового Оскола, село и стало называться Новоселками. В селе было 157 домов, церковь во имя Покрова Божьей матери, начальная четырехклассная школа. По праздникам мужики устраивали кулачные бои, жители Землянок бились с новоселами. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. жители села Василий Александрович и Феоктиста Алексеевна Назайкинские, семеро сыновей сражались на фронтах, внесли на Постройку танковой колонны 60 тысяч рублей личных Сбережений. В этом селе родился бузулукский художник Николай Андреевич Морозов, Почетный гражданин Города Бузулука. (Работы Морозова находятся в музеях Казани, Чебоксар, Оренбурга, Бузулука, в частных коллекциях США, Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Японии, России). Село прекратило существование ^ начале 80-х годов 20 столетия. 14 октября 2007 года, ^ престольный праздник Покров день, выходцами из Новоселок, на месте бывшей церкви установлен памятный крест. Близ села Новоселки местность изобилует Интересными народными названиями, например, существует «лес Большой», занимающий солидную площадь, далее в сторону Верхней Вязовки: «лес Бантюкова», «лес Свечникова», названные по фамилиям бывших верхневязовских жителей. Есть «лес Пчельник», на опушке которого когда-то стояли улья. В этих местах находится водник «Крестовский», названный так потому, что в свое мимо него ходили крестным ходом богомольцы.
АТАМАНОВКА.У самой Атаман-горы в восточной части района, на современной территории Каменносарминского сельсовета, на живописной поляне в лесу у Атаманских гор была деревня Атаманка. Местные жители по всей округе называли её Атамановкой. Именно отсюда брали превосходный строевой лес на постройку новых домов в Бузулуке после пожара 1785 года. Расположена она была всего в 3 километрах от Старой Тёпловки. Жители этого села, мордовские старообрядцы, и стали основателями Атаманки. В селении насчитывалось до 20 дворов, работала ферма на 100 голов крупного рогатого скота, было 3 поля и мехток. Все дома – деревянные.
Участник Великой Отечественной войны, старожил села Никифоровка Иван Фёдорович Сексяев родом как раз из Старой Тёпловки, но ещё в детстве с родителями в двадцатых годах прошлого века переселился в Атаманку.
– Раньше ведь газа не было, печки топили дровами. А там вокруг их было видимо-невидимо, – вспоминает он. – Дома были все, конечно, из дерева, а земля – очень плодородной. Сады давали вкусные яблоки. Питьевую воду сельчане брали из родников, которых в то время было много. В общем, все условия – живи и радуйся. Те места могут и сейчас путника вдруг угостить ягодкой.
Жили в селе Киселёвы, Семёновы, Сексяевы, Колесниковы, Святкины. Жители Атаманки не захотели идти в старотёпловский колхоз и, объединившись с Никифоровкой, основали свой, под названием «Красная поляна». Иван ходил в начальную школу, которая располагалась в селе. Основательный деревянный сруб был настолько хорош и крепок, что его после войны, когда здесь построили для школы деревянное здание, перевезли в Каменную Сарму. Там он долго использовался под столовую Каменносарминской школы.
Но в пятый класс Ваня Сексяев уже бегал в Старотёпловскую школу. Мальчишки любили играть у Атаманских гор, которые местные жители в этих краях называли курганами. Завораживала души местная легенда об «атамане атаманов» – смелом и грозном Ваньке Монахе, который в этих лесистых местах якобы скрывался от облав солдат Бузулукской крепости. Будоражили идеи найти как будто бы спрятанные здесь тайно сокровища купеческих караванов, ограбленных Ванькиной ватагою по пути из Азии в Европу. Но как бы ни старались ребята, сколько бы ни копали, так ничего и не нашли. Но ведь сама «игра в сокровища» была такой увлекательной.
Молодёжь развлекалась по-другому. Около трёх домов собрались, а семьи были многодетными, и построили из дерева качели с каруселями. Приходили с балалайками, кто-то играл на мандолине, были и гитары. Бывало, танцевали до утра, а потом также дружно шли на работу. Местные девушки и парни тесно общались с молодёжью не только Старой Тёпловки, но и Никифоровки, где преимущественно жили русские. Играли свадьбы, в межнациональных семьях рождались на свет детки. И Иван Фёдорович свою красавицу в Никифоровке присмотрел. Но привёз супругу домой, в Атаманку.
Житель Каменной Сармы Геннадий Никитович Топоров работал председателем Каменносарминского сельсовета порядка тридцати лет. Он хорошо помнит Атаманку, по роду службы ему приходилось там часто бывать. А ещё ему как заядлому охотнику нравились места потому, что здесь водилось много зайцев. Однако кабанов, которых сейчас немало в лесничестве, почему-то не было. «В один из зимних дней я поехал на охоту, но неожиданно разыгралась метель, – рассказывает он. – Пришлось остановиться у Сексяевых. До сих пор помню вкус щей из голландки, которыми угощала хозяйка».
Нина Станиславовна Селькова работала секретарём сельсовета. В Атаманку ездили на телеге, запряжённой лошадью, и зимой, и летом с кассиром колхоза Прасковьей Михайловной Евсюковой, которая выдавала зарплату работникам. Нина Станиславовна тут же взимала налоги, сборы. Налог на землю брали даже с полей, где сельчане сажали картофель, – 80 рублей за одну сотку. Обязательно страховали дома, скот. На принципе самообложения, по решению схода, с каждого жителя брали по 2 рубля на ремонт колодцев и благо-устройство родников. Помнит имя учительницы, которая вела уроки одна на всю начальную школу. Это была Юлия Савельева.
Исчезла Атаманка в шестидесятые годы, в связи с укрупнением сёл. Сексяевы уехали в 1966 году. Местные жители переезжали не только в Каменную Сарму, но и в Бузулук, а три семьи отправились осваивать целинные земли. ВОРОБЬЕВКА. Деревня, основанная в 20 веке выходцами из села Новая Тепловка. Находилась на левой стороне реки Ток, в 8 км на юго-запад от Новой Тепловки. Названа по фамилии поселенцев Воробьевых. Исчезла к 80-м годам 20 века как неперспективная.
Каменная Сарма. Село на правом берегу реки Самара в 32 км от Бузулука. Заселено в 60-е годы 18 века чувашскими и русскими поселенцами. В начале 19 века на жительство прибыли переселенцы из Тамбовской и Курской губерний. Название села происходит от старинного, «сарма, сорма» — «узкое, мелкое место на реке, перекат, брод, порог». Так как пороги или дно брода из гальки, каменистые, отсюда — каменная сарма — каменный брод. Этот брод с давних времен использовался для переправ через реку Самару казаками и являлся, своего рода, воротами в страну кочевников — Дешт и Кипчак. Через этот брод переправлялись повстанцы Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева. В 1846 году в селе ударом молнии сожжена церковь, которую вновь построили в 1853 году на средства прихожан, назвав во имя Казанской иконы Божьей Матери. На 01.01.2003 года проживало 472 человека, было 183 двора.
Продолжение
Сотрудники областной научной библиотеки имени Н.К.Крупской г.Оренбурга нашли по моей просьбе информацию об исчезнувших деревнях.Многие участники спрашивали информацию про Спутник. Вкладываю, что они могли найти.
Ларионовка, Лебяжий,Спутник - в результате раскола церкви в нашем крае появились раскольники.Они образовали селения:Старая Тепловка, годами позже Новую Тепловку.
В списках с/с Бузулукского района за январь 1929 года называются хутор "Пожар Борьбы", "Путь просвещения" и Спутник Новотепловского с/с. В Новой Тепловке проживали три брата Ларионовых. Один из них-Семен Лариорнов, очевидно наиболее предприимчивыйи , вероятно, не бедный по тому времени, облюбовал на левом берегу реки Ток живописное место и основал хутор.Деревня Ларионовка выросла после коллективизации до 35 дворов. В 1932 г. открыли 4-летную школу, а заведующим назначили Завражнова Бориса Аникеевича .А в 4 км к югу от Ларионовки ниже по течению реки Ток имелось большое чистое озеро Лебяжье, на берегу которого образовался п.Лебяжий.
В эти же годы, в 2 км. от п.Лебяжего на берегу реки Ток в окружении многих озер, приток и стариц появилось поселение "Спутник".Сельские активисты, руководимые коммунистом Антоном Бухаревым, организовали с/х коммуну, век которого был недолог. Впоследствии был организован к-з "Прогресс" с центром в п.Лебяжий. Ларионовка, Спутник стали бригадами.Председатели часто менялись, но памяти старожилов остались Д.Ф.Семыкин, С.Ф.Матренин и М.О.Журавлев. В годы войны мужчины защищали Родину, 20 из них пали смертью героев.
За доблестный труд в годы войны награждены медалями 13 человек: три брата Ларионовы, муж и жена Шумкины, Бухарева Елизавета,Тамара и Ефросинья, Журавлева Ольга, Казаевы Анатолий и Анна, Евдокия Осипова.
В 1948 году в домах колхозов появилось радио, организована в колхозе Прогресс племенная конеферма.Приобретено 9 конематок русско-рысистой породы.
Решением райисполкома от 27.02.57 г. к-з "Прогресс" ликвидирован, а поселки вошли в состав колхоза имени Суворова.
Сегодня деревень этих нет на карте района, но сохранить ее в памяти потомкам необходимость есть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев