КАЧЕСТВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧАСТЬЮ ВЕРЫ
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Который одаряет нас благами и милостью и наставляет на прямой путь Веры кого пожелает.
Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, нет у Него сотоварищей и нет Ему равных. Произносим это свидетельство, ведь тот, кто произнесет его с пониманием смысла и будет совершать соответствующие ему дела, войдет в Сады Рая.
Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник. Господь ниспослал ему Коран, дабы он был руководством для человечества, указал людям прямой путь и научил их отличать истину ото лжи. Мир и благословение посланнику Аллаха, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал по пути Пророка надлежащим образом до самого Судного Дня.
О рабы Аллаха! Страшитесь вашего Господа и следуйте Его приказам, которые Он передал вам через Своего Пророка. Храните свой язык от скверных речей, удерживайте себя от нанесения обид соседям и почитайте гостей.
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть говорит благое или молчит, кто верит в Аллаха и Судный День, пусть почитает своего соседа, кто верит в Аллаха и Судный День, пусть почитает своего гостя»[Хаис передали аль-Бухари и Муслим.].
В этом хадисе указываются три качества истинной Веры, к которым велено стремиться каждому верующему.
Качество первое: использование языка только для произнесения благих слов и отказ от произнесения скверных
К благим словам относится: поминание Всевышнего Аллаха (зикр), чтение Корана, тахлиль[Тахлиль – произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха).], такбир[Такбир – произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий, Величайший).], тасбих[Тасбих – произнесение слов «Субхана-Ллах» (Безупречен Аллах, свят Аллах, лишен любых недостатков).], побуждение к совершению добрых дел, удержание от скверных дел, сердечное и искреннее наставление, обучение людей знанию Религии, примирение находящихся в ссоре, приветствие мусульман словами «ассаляму алейкум», общение с людьми в вежливой и приятной форме, в особенности со своими единоверцами мусульманами, как сказал Всевышний Аллах:
«И обращайтесь к людям приятной речью» (Коран 2: 83).
Человек обязан удерживать свой язык от непристойностей и не произносить дурных слов, самыми худшими из которых являются слова многобожия (ширк) и неверия (куфр), ругань, сквернословие, ложь, лжесвидетельство, сплетни, навет. Также человек должен воздерживаться от пустословия и лишних речей, то есть от слов, в которых нет никакой нужды и от разговоров о том, что человека не касается.
Сообщается со слов ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не произносите много речей, кроме поминания Аллаха. Воистину, многословие в чем-то, кроме поминания Аллаха, – это черствость сердца, ведь самый далекий человек от Аллаха, – это обладатель черствого сердца»[Хадис привел ат-Тирмизи.].
О мусульмане, будьте бдительны и остерегайтесь своих собственных языков, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воистину, человек может сказать одно лишь слово, которое прогневит Аллаха, а сам человек не придаст этому значения, и за это слово он будет брошен в Пламя на глубину, превышающую расстояние между востоком и западом»[Хадис привели аль-Бухари и Муслим.].
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Человек может сказать одно слово, считая, что в этом нет никакой проблемы, за которое он будет падать в Пламени на протяжении семидесяти лет»[Хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.].
Мы должны помнить, что наша речь записывается за нами.
مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит человеку произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Коран 50: 18).
Речь идет о двух ангелах, которым поручено записывать дела человека. Тот, что справа, записывает добрые дела, а тот, что слева – скверные. Именно поэтому Пророк велел нам быть воздержанными в своих словах и сказал: «…пусть говорит благое или молчит». Он повелел нам говорить хорошие слова и не произносить то, что таковым не является. Одно слово может завести своего хозяина в Огонь, одно слово может стать причиной гибели, одно слово может разлучить друзей, одно слово может разжечь смуту, посеять вражду и пробудить национальную рознь времен невежества[Времена невежества (Джахилийя) – доисламская эпоха, время до начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).].
Качество второе: почтение к соседу, хорошее отношение к нему и отказ от причинения ему неприятностей
Хорошее отношение к соседу нам завещал Сам Аллах в Священном Коране.
Соседом называется тот, кто живёт рядом с тобой, вне зависимости примыкает его дом к твоему, или он просто находится рядом. Некоторые наши праведные предшественники[Праведные предшественники (саляфу салих) – это первые три поколения мусульман: сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), затем их ученики табиыны, затем ученики табиынов. Также саляфами принято называть учёных имамов Ислама, признанных всей исламской уммой, чьи слова принимались всеми мусульманами, как в раннюю, так и в позднюю эпоху.] говорили: «Пределы соседства простираются на сорок домов с каждой стороны [от твоего дома]». Почитание соседей заключается в хорошем отношении к ним, оказании им помощи, если они в ней нуждаются, преподнесении им подарков, в вежливости и учтивости при беседе с ними, а также в искреннем и добросердечном наставлении в том случае, если он совершил нечто неподобающее в отношении Аллаха или людей.
Один из сподвижников говорил: «Знаешь ли ты, что такое «право соседа»? Это: помочь ему, когда он просит о помощи, дать ему взаймы, когда он просит в долг, проявлять участие, если он оказался в нужде, навещать его, если он заболел, поздравлять его, если у него радость, поддерживать его, если его постигло горе, участвовать в его похоронах, если он умер, не обкладывать его строениями, закрывая доступ воздуха к нему, без его позволения».
Что касается обид и причинения неприятностей соседу, то это совершенно непозволительно и строго запрещено Шариатом. Доставление неприятностей запрещено в отношении любого человека, но по отношению к соседу этот запрет намного сильнее. Сообщается со слов ибн Масъуда, что Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой грех является самым страшным?», он ответил: «Делать кого-то равным Аллаху, несмотря на то, что Он тебя создал». Затем его спросили: «А потом какой?», он ответил: «Убивать своего ребенка из опасения, что он будет кушать вместе с тобой». Затем спросили: «А потом какой?», Пророк ответил: «Совершить прелюбодеяние с женой соседа».[Хадис передали аль-Бухари и Муслим.]
Сообщается со слов Абу Шурайха, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует». Сподвижники спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Пророк ответил: «Тот человек, сосед которого не находится в безопасности от него»[Хадис передал аль-Бухари.].
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не войдет в Рай человек, сосед которого не находится в безопасности от него»[Хадис передал Муслим.].
Сосед праведного человека должен находиться в полной безопасности от любых страхов и угроз, от скверных поступков и выходок, таких как: подглядывание с крыши своего дома или через щели в заборе за тем, что происходит в доме и во дворе у соседей, подслушивание их бесед с целью узнать семейные тайны или просто для интереса.
Также запрещено тревожить соседей звуками, которые мешают их покою, сну и отдыху, тем более, если это запретные звуки: музыка, эстрадные песни и т.д.
Неуважением к соседям также является выставление мусора у них на пути или перед их домами, направление использованной воды в сторону их двери или дороги. Это может привести к тому, что они споткнутся, поскользнутся или просто будут страдать от скверного вида и запаха.
Качество третье: почтение к гостю
Гостеприимство – это отличительная черта исламского этикета, который является нравом всех пророков и праведных людей.
Если же в селении нет никаких гостиниц и столовых, то оказание гостеприимства путнику является обязанностью мусульманина. Обязательное гостеприимство – это один день и ночь, но может продлиться до трёх дней. Сообщается со слов Абу Шурайха, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть почитает своего гостя на протяжении положенного времени». Сподвижники спросили: «А какое время ему положено?» Пророк сказал: «День и ночь», добавив: «Гостеприимство должно оказываться три дня, а всё, что будет после этого, является милостыней (садака)»[Хадис привели аль-Бухари и Муслим.].
Гостеприимство является обязательным (ваджиб) на протяжении одного дня и ночи, а следующие два дня делают это гостеприимство совершенным и идеальным. Среди ученых существует разногласие относительно обязательности второго и третьего дня, некоторые считают эти дни желательными (мустахабб).
Также существует запрет на длительное проживание у людей, предоставивших кров. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не разрешается человеку находиться у него[«у него» – т.е. у человека, который принял гостя.] [настолько долго], что он начнет ставить хозяина в трудное положение». Или как говорится в другом хадисе «…пока он не начнет вводить хозяина в грех».
Поэтому человек должен планировать так, чтобы остановиться у таких людей, которые смогут оказать ему должное гостеприимство, и он должен сторониться останавливаться в доме тех, кто не сможет выполнить эту обязанность по причине бедности или нехватки чего-либо необходимого для оказания гостеприимства. Гость должен стараться не доставлять хозяевам неприятностей и не ставить их в трудную ситуацию.
Человек, отказывающийся предоставлять обязательное гостеприимство, совершает грех, так как он оставляет обязательное предписание религии (ваджиб).
Путник даже имеет право требовать получения своего права на гостеприимство, а обязанностью мусульман, которые узнали о его положении, является помочь ему добиться своих прав. ‛Укба ибн ‛Амир сказал: «Мы (сподвижники) однажды сказали: «О посланник Аллаха, ты посылаешь нас [для выполнения определенных задач], и мы останавливаемся на ночлег в некоторых селениях, но люди не дают нам приюта. Что ты скажешь об этом?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам:
«Если вы остановитесь в каком-то месте, и люди выделят вам то, что надлежит гостю, то примите это. Если же они не сделают этого, то потребуйте у них право гостя, которое им следует соблюдать».
Абдулла ибн Умар (да будет им доволен Аллах) говорил: «Тот, кто не оказывает гостеприимства, не имеет отношения к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и не имеет отношения к Ибрахиму (мир ему)».
Однажды Абу Хурайра (да будет им доволен Аллах), будучи путником, остановился на привал около некого селения и попросил оказать ему гостеприимство, но они отказали ему. Абу Хурайра немного отошел от них и остановился на привал, после чего сам пригласил этих людей поесть вместе с ним, но они не ответили на его приглашение. Тогда он сказал: «Вы не пускаете гостя, не отвечаете на приглашение, вы не имеете к Исламу никакого отношения».
Вера велит нам воздерживаться от нанесения обид и причинения неприятностей, совершать добрые дела и помогать людям, особенно по отношению к гостям и соседям. Ведь Ислам – это религия милости и сострадания, религия взаимопомощи, благодеяния и богобоязненности. Добрососедство и гостеприимство были известны арабам еще с доисламских времен, Ислам же утвердил и упрочил эти два благородных качества, потому что эта религия способствует развитию достойной нравственности и хороших свойств личности. Хвала Аллаху за то, что одарил нас этой Религией, которая сама по себе является величайшей милостью, оказанной человечеству. Всевышний сказал в Священном Коране:
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (Коран 17:9).
О рабы Аллаха! Страшитесь вашего Господа и оказывайте благодеяния тем, кому Он велел его оказывать. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников[Выражение «аль-джари зи-ль-курба» (الْجَارِ ذِي الْقُرْبَى) можно перевести как «сосед из числа родственников», так и просто «близкий сосед», т.е. тот, чей дом находится в непосредственной близости.] и соседям, которые не являются вашими родственниками[Выражение «аль-джар аль-джунуб» (وَالْجَارِ الْجُنُبِ) можно перевести как «сосед не являющийся вашим родственником», так и просто «далёкий сосед».], находящимся рядом спутникам[Выражение «ас-сахибу би-ль-джанб» (الصَّاحِبِ بِالجَنبِ) можно перевести как «спутник в пути, близкий товарищ, человек, с которым приходится тесно общаться», так и «супруг, супруга».
Если учесть альтернативные смыслы данных выражений, то перевод этого аята получится такой: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, близким соседям и дальним соседям, супругам…». Нет сомнений, что данный аят включает в себя все эти смыслы, в чем также выражается чудесная и непревзойдённая лаконичность Священного Корана.], странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и хвастунов» (Коран 4:36).
В этом аяте Аллах упомянул о десяти правах, вначале он упомянул о Своём праве, затем о праве родителей, затем о праве родственников, затем о праве слабых и нуждающихся людей, таких как сироты и бедняки, затем о праве соседей и других людей, с которыми ему приходится тесно общаться или совместно проживать. После этого Аллах упомянул о праве путников, которые останавливаются временно, затем о праве невольников, подвластных людей. К последней категории праведные предшественники относили даже животных, которыми владеет человек и которые также имеют право на хорошее к ним отношение. В сборнике хадисов «аль-Бахр аз-Заххар» имама аль-Баззара сообщается со слов Джабира, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разделил всех соседей на три категории: 1) сосед, который имеет одно право, 2) сосед, который имеет два права, 3) сосед, который имеет три права. Что касается соседа, который имеет одно право, то это сосед не мусульманин и не родственник, ему полагается право добрососедства. Сосед, который имеет два права – это сосед мусульманин, который не является родственником, ему полагается право исламского братства и право на добрососедство. Сосед, который имеет три права – это сосед мусульманин и родственник, ему полагается право исламского братства, право на добрососедство и право родственных уз.
Дорогие мусульмане, бойтесь Аллаха и соблюдайте права людей, воистину, каждый из вас является ответственным за соблюдение этих прав.
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение его посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Автор: шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла аль-Фаузан
Из книги: «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев