Ибн аль-Каййим в «Мадаридж ас-саликин» пишет:
«Благонравие зиждется на четырех столпах. Представить себе его существование без них невозможно. Этими столпами являются (1) терпение, (2) воздержанность, (3) храбрость и (4) справедливость...
Все остальные благородные качества проистекают из четырех указанных».
См. «Мадаридж ас-саликин» (2/308).
Все эти великие благородные черты были присущи нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
"Благонравие зиждется на четырех столпах, без которых его существование невозможно представить. Это терпение, целомудрие, смелость и справедливость.
Если говорить о терпении, то оно делает человека выдержанным и заставляет его сдерживать ярость, воздерживаться от причинения зла другим, делает его кротким, благоразумным и мягким, оберегая его от легкомыслия и поспешности.
Целомудрие побуждает его воздерживаться от пороков и скверных слов и деяний и делает его стыдливым. Оно стоит во главе всякого блага и удерживает человека от мерзости, скупости и лжи, хулы и сплетен.
Смелость делает человека благородным и побуждает его предпочитать высокую нравственность и благородные поступки. Она же побуждает его к даянию и великодушию, которые суть смелость души и сила ее в жертвовании тем, что любимо человеку, и расставании с этим.
Смелость побуждает сдерживать ярость и проявляет кротость. Благодаря силе и смелости человек сохраняет контроль над душой своей и сдерживает ее. Как сказал
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "По-настоящему силен не тот, кто побеждает многих в поединке. По-настоящему силен тот, кто способен контролировать себя в гневе" (аль-Бухари, Муслим).
Такова истинная природа смелости. Благодаря этому качеству человек оказывается способным одолеть противника.
А справедливость побуждает человека к умеренности в его нравственности, к золотой середине между двумя крайностями - чрезмерностью и небрежностью. Она побуждает к щедрости и великодушию, которые являют собой золотую середину между скупостью и расточительству. Она побуждает также к стыдливости, которая представляет собой золотую середину между трусостью и безрассудством. Побуждает она и к благоразумию, которое являет собой золотую середину между гневом и презренностью и малодушием.
Все благие нравственные качества берут свое начало от этих четырех"
Источник: "Мадаридж ас-саликин"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Передается от Вухейба ибн Аль-Варад:
"До нас дошло, что мудрость состоит из десяти частей, девять из них в молчании, а десятая в отчуждённости от людей."