Легенда и быль.
На границе нашего района с соседним Ардатовским находится село Керамсурка. История этого села уходит в глубь веков.
Керамсурка сегодня- это отдалённое от райцентра, как говорят"Богом забытое" село. Оно входит в состав Каменского сельского поселения. Здесь доживают свой век пенсионеры, которых осталось меньше десяти человек. Трудно сейчас представить, что когда-то Керамсурка была волостным центром, в селе проводились шумные ярмарки и базары. Самое большое количество жителей- 893 человека- было в 1931 году.
В селе с мордовским названием проживают русские и из поколения в поколение передают легенду о татарине Кераме и его собаке Сурке, давшим якобы название селу.
Давно это было, ещё в те времена, когда село входило в Золотую Орду. Граница с Ордой проходила по возвышенности, которую местные жители называют " Буграми". Это рядом с Керамсуркой. На одной из улиц села, названной впоследствии Удельной, жил богатый татарин Керам. Согласно легенде, больше всего в жизни он любил охоту.
Вокруг теперешней Керамсурки в те далёкие времена стеной стоял дремучий лес. Как заядлый охотник, Керам держал гончих и гордился своими собаками. Особенно сильно он был привязан к собаке по кличке Сурка. И как было не гордиться такой собакой, которая не давала спуска никакому зверю. Татарин всегда возвращался из леса с богатой добычей. В добротном красивом доме Керама было много охотничьих трофеев, которые он любил показывать своим друзьям.
Однажды поздней осенью в доме охотника собралось много именитых гостей. В этот день Керам отмечал свой день рождения. Богатый и щедрый хозяин от души угощал гостей, в том числе мясными блюдами. Хвалился, что всё жаркое на столах- это заслуга Сурки и что во всей округе не найдётся лучше собаки, чем его любимая гончая. Захмелевшие гости решили в этом убедиться.
Сев на резвых коней, лихие всадники вместе с гончими собаками, словно вихрь, пронеслись в сторону леса. Через некоторое время собаки учуяли лисицу и погнались за ней. Впереди всех собак бежала Сурка. Удачливый охотник мчался следом, но вдруг случилось непредвиденное: Сурка упустила добычу. Досаде Керама не было предела. Так надеяться на удачу и вдруг упустить её?! Грозно сверкнули чёрные глаза татарина, к лицу хлынула горячая кровь. В эту минуту разъярённый Керам в один миг возненавидел свою любимую собаку. На глазах недоумевающих гостей он выстрелил в сторону Сурки и убил её. Проводив своих друзей, Керам не находил себе места. Как ни старался, в ту ночь он не смог уснуть, тоскуя по собаке. А утром село облетела страшная весть: охотник повесился на одиноко стоящем дереве.
После этого ужасного случая село стали называть Керамсуркой в память о Кераме и Сурке.
Однако известно, что на месте теперешнего села жила мордва. О существовании Керамсурского лесного урочища, тянувшегося от реки Малая Сарка, записано в архивных документах. В актовых документах Алатырской воеводческой канцелярии от 1637 года сообщается о том, что "на реке Одраевке есть дубрава Карям сюрки", в переводе с мордовского означает "лесная делянка", а точнее"вырубленное место". Есть ещё одна версия объяснения этимологии села от мордовского слова"кереметь", что означает "место моления мордвы под священным дубом".
В керамсурское урочище в 40- е годы 17 века переселилась мордва из села Старое Тургаково Арзамасского уезда Верхнеменского стана. Небольшая деревня стала называться Тургаково на Пичинее. Она располагалась по нижнему течению реки Пичинейка.
За участие жителей деревни в восстании под руководством Степана Разина Тургаково было сожжено. Оставшиеся в живых жители переселились в другое место. В опустевшую деревню вскоре стали переселяться русские крестьяне, притесняемые помещиками.
Доказательством того, что на этом месте жила мордва, являются находки местных жителей: украшения мордовских женщин, а также захоронения. Одну из могил случайно обнаружил тракторист, ныне покойный, Уткин Николай Фёдорович. В середине 70- х годов его попросили вырыть в селе котлован под пруд. Тракторист выполнял свою работу, убирая землю слой за слоем, как вдруг его сынишка, сидевший с ним в кабине трактора, закричал:" Папа, смотри- голова! " Перепуганный до полусмерти, Николай Фёдорович остановил трактор. Первое, что пришло ему в голову: я задавил человека, но как это могло случиться? Выйдя из кабины, тракторист увидел череп и кости, а также стеклянные бусы, бисер, мелкие монеты. Рядом находился гроб , сделанный из цельного дерева наподобие долбленной колоды. Когда Николай Фёдорович сдвинул гроб с места, то увидел под ним монету, причём крупную. Не вызывает сомнения, что это была мордовская могила. Ритуал захоронения усопших в деревянных гробах, долбленных из одной половины расколотого дерева, был у мордвы вплоть до конца 18 века.
Во второй половине 18 века в селе числилось 56 дворов, 399 душ крестьян. Здесь были поместья Анненковых Александра Васильевича и Авдотьи Васильевны, Дуровых Николая Фёдоровича и Анны Ивановны, Юрловых( Аммосы, Аполоска и Любови Васильевны), Яковлевых Василия Ивановича и Фёдора Ивановича, Забелиной Агафьи Егоровны, Чирковых Дмитрия Алексеевича, Ивана Васильевича и Льва Ивановича. Им принадлежало 1344 десятин удобной земли.
В 1861 году в Керамсурке значилось душ мужского пола: 7- дворовых, 174- крестьян. Оброк крестьяне обязаны были платить в два срока поровну: 15 марта и 1 ноября. Село входило в число удельных. Имение жены тайного советника Екатерины Фёдоровны Батюшковой располагалось при Керамсурке и деревне Ушаковка.
В русском селе Керамсурка со второй половины 19 века ежегодно 8 июля проводилась ярмарка, а каждую пятницу- базары. В день проведения ярмарки село преображалось. Жители улиц УДЕЛЬНАЯ и Ермольщина готовились к ярмарке заранее, проводили уборку улиц и площади перед церковью. Устраивали торговые ряды, для потехи детей и молодёжи устанавливали качели и две карусели. Местные жители пекли на продажу калачи, да такие, что славились на всю округу. Муку мололи на трёх ветряных мельницах и была она высокого качества, оттого и калачи были на удивление вкусные. На ярмарке продавали хлеб, муку, мясо, соль, рыбу итд. Большим спросом пользовались хомуты, колёса, дуги, сохи, грабли, сани и другой сельхозинвертарь. Женщины и девушки не могли пройти мимо торгового ряда, где продавали бусы, серьги, платки, ленты итд. Приезжие купцы оптом покупали хлеб и скот у жителей села Троицкое.
Во второй половине 19 века было введено волостное управление. Была образована Керамсурская волость, куда входили населённые пункты: Керамсурка, Троицкое, Каменка, Елхи, Ушаковка, Чамзинка, Макалейка.
В селе Керамсурка было развито кирпичное производство. Добывался также в оврагах колчедан, для которого нашёлся сбыт с 1891 года в Ардатове.
В пореформенный период промыслы и отходничество получили своё дальнейшее развитие. Из Керамсуркской волости уходило ежегодно до 1200 душ на время сенокоса и жатвы в степные губернии на Волгу.
Крестьяне села Керамсурка владели участками земли размером от 13 до 15 десятин.
В Керамсурской волости образовался хутор Батюшковой.
В 1863 году во время инспекторской проверки. И. Н. Ульянову удалось побывать в селе Керамсурка и открыть волостное училище. Так как здание школы было очень старым, инспектор народных училищ Симбирской губернии ходатайствовал перед земством о строительстве в селе нового школьного здания. Школа была открыта в 1905 году, а чуть раньше, в 1901 году в селе была открыта библиотека- читальня, где было 366 книг. Ещё раньше, в 1897 году, библиотека была открыта при Керамсурком волостном училище. В соседних сёлах и деревнях библиотек не было.
Мало кому известно, что было и другое название села- Богородское. В архивных документах так и записано " Керамсурка ", а в скобках- " Богородское"
Была в Керамсурке и церковь в честь Казанской Божьей Матери, построенная в 1859 году силами прихожан и богатых людей. В 1933 году она была закрыта, а впоследствии разграблена.
В 30- е годы стали создаваться колхозы. В Керамсурке он получил название " Пробуждение". Было раскулачено шесть семей. Из трёх владельцев ветряных мельниц был раскулачен один- это Егоров Алексей Кузьмич. А вот Морозову Алексею Ивановичу и Лапшину Николаю Елисеевичу повезло: мельницы у них отняли, а самих местное начальство сочло не такими уж и богатыми, чтобы раскулачить.
В 60- е годы, когда стали укрупнять колхозы, молодые семьи стали покидать село. В поисках лучшей жизни многие уехали жить на Урал, в Среднюю Азию, некоторые переехали в города Алатырь и Ардатов. И если в 1970 году в Керамсурке было 314 жителей, то в 1998 году- 105 и всего 57 домов.
Оставшиеся жители трудились на полях и фермах колхоза имени Свердлова. Они благоустраивали территорию села. В середине 70- годов был вырыт уличный пруд на радость детворе, где можно было летом купаться. Вырыл пруд бульдозером Паршонков Николай Иванович, тракторист колхоза имени Свердлова.
К сожалению, не слышны сейчас детские голоса и смех на Удельной и Ермольщине, разделённых друг от друга глубоким оврагом. А жаль... Так не хочется , чтобы закрылась последняя страница в истории старинного села Керамсурка, как когда-то Тургакова в далёком 17 веке.
Родина Н. В.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев