Предыдущая публикация
" Как было бы справедливо , если бы где- то ниже Киренска , на холмистом левом берегу , в том месте , куда выходил древний Чечуйский волок , стояла бы на горе бронзовая фигура Пантелея Пянды , который открыл для нас реку Лену и Восточную Сибирь."
Из печати.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17
В книге Трошева -герой Пянда , а не Пенда...
Я долго думал , держал совет с тойонами, слушал голоса духов. Их передавали шаманы.У меня всякие шаманы и ведуны: моего народа саха, есть тунгусы- орочены...есть служители духов с озера Лама, безволосые поклонники Будды "...У бурят бытовали шаманизм и буддизм.
А главное: задолго до прихода русских великий шаман призвал всех духов на совет и рассказал, что произойдёт...Позжектак и произошло...
юбочка из цветных ремешков, шапка из шеек гагары и ожерелье из самоцветов , медвежьих когтей и волчьих зубов. Человек, а , может, и не человек? - изгибался плавно, как змея, и желтые, красные ,оранжевые полосы извивались, как языки пламени.
Шаман опустился на корточки, прикрыл голову ярко- синим бубном, и Пянда готов был побожиться, что тунгусский ведун начал уменьшаться в размерах, таять, усыхать. И вот уже бубен - поперек не более пяти вершков- полностью закрыл тело шамана , лёг на землю ,вздрагивая, как живой, позвякивая пластинками.
Пянду колотил озноб. Ему хотелось перекреститься, но он стоял неподвижно и только шептал :" Чур меня!..."..
Но вот бубен вновь дрогнул
поднялся на ребро и покатился, как, колесо , под угор. А колдуна тунгусского нигде не было ......
Он думал об одном:&q...ЕщёИли еще пример:".. звериная- не звериная тропа вывела Пянду к одинокому чуму. Возле него на куче камней стоял полуголый, раскрашенный жаркими красками человек. Вся одежда его-
юбочка из цветных ремешков, шапка из шеек гагары и ожерелье из самоцветов , медвежьих когтей и волчьих зубов. Человек, а , может, и не человек? - изгибался плавно, как змея, и желтые, красные ,оранжевые полосы извивались, как языки пламени.
Шаман опустился на корточки, прикрыл голову ярко- синим бубном, и Пянда готов был побожиться, что тунгусский ведун начал уменьшаться в размерах, таять, усыхать. И вот уже бубен - поперек не более пяти вершков- полностью закрыл тело шамана , лёг на землю ,вздрагивая, как живой, позвякивая пластинками.
Пянду колотил озноб. Ему хотелось перекреститься, но он стоял неподвижно и только шептал :" Чур меня!..."..
Но вот бубен вновь дрогнул
поднялся на ребро и покатился, как, колесо , под угор. А колдуна тунгусского нигде не было ......
Он думал об одном:" Как сбросить чары колдовские, не вступая в бой с ведуном? Да и можно ли сражаться с маревом ,с блазнью?..."
Настоящая фамилия сибирского первопроходца ( из Сибирских летописей) - Пенда. А писатель Трошев
в своей повести изменил Е на Я. Пянда- это литературный герой...
В заголовке - фамилия землепроходца- Пенда.
" Летопись Севера, первый номер,1949 г.
А еще читала , правда, отрывки копий мангазейских дел , обнаруженные Б. ДОЛГИХ в архиве Академии наук... Интересные сведения о Пенде....
А еще познакомилась с "Историей Сибири " Фишера .Также - о Пенде....
Поморы - удивительные люди , не знавшие татаро- монгольского ига, барщины , спасшие от огня поработителей бесценные летописи. Это люди почти сплошной грамотности, владеющие мастерством судовождения и картирования.
Именно таким мы видим Пянду в "Повести о забытомземлепроходце..Жореса Трошева.
Эту книгу (1985 года издания) я сохранила из семейной библиотеки ..
В повестях... автор обращается к славным страницам забытой истории Сибири