О жизни деятельной и умозрительной.
Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных — из деяния и умосозерцания.
Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклоне¬ние, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный (Мф. 7, 14).
Путь умосозерцательной жизни состоит в возношении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных.
Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятель¬ной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно.
Деятельная жизнь служит к очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства; а тем самым пролагает нам путь к умосозер¬цательной жизни. Ибо одни токмо очистившиеся от страстей и совершенные к оной жизни приступать могут, как сие видеть можно из слов Священного Писания: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8), и из слов святого Григория Богослова (в Слове на Святую Пасху): к созерцанию безопасно могут приступать только совершеннейшие по своей опытности.
[Так и Церковь, ублажая Святителя Николая, воспевает: молчаньми прежде и бореньми с помыслы, деянию Богомыслие приложил еси, Богомыслием же разум совершен стяжал еси, имже дерзновенно с Богом и Ангелы беседовал еси (Акафист святителю Николаю. Кондак 10). ]
К умосозерцательной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с сокру¬шением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний, и, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца; а не с дерзостию и самочинием: дерзай бо и презорливый, по словам Григория Синаита (О прелести и о иных многих предлогах. Добротолюбие, ч. 1, л. 95), паче достоинства своего взыскав с кичением, понуждается до того прежде времени доспети. И паки: аще мечтается кто мнением высокая достигнута, желание сатанино, а не истину стяжав, сего диавол своими мрежами удобь уловляет, яко своего слугу.
Если же не можно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерца¬тельной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: испытайте Писания, яко вы мните имети в них живот вечный (Ин. 5, 39).
Также должно тщиться прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и таким образом мало-помалу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной.
Ибо по словам святого Григория Богослова (Слово на Святую Пасху), самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим при¬зывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда и во всем освящаемую.
Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришел бы уже в умосозерцательную, ибо она содействует умосозер¬цательной жизни и ее возвышает.
Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностию своих мнений в самое чувство сердечное и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия: ибо, по мнению учителей церковных (Блаженного Феодорита толкование на Песнь песней, лист 84), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чувственных. А потому никакими противностями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаясь в сем случае на слове Божием: страха же их не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог. Господа Бога нашего освятим в сердечной памяти Его Божественного имене и исполнения воли Его, и Той будет нам в страх (Ис. 8, 12, 13).
___________________________
Духовные наставления преподобного Серафима Саровского мирянам и инокам, в количестве 33-х, впервые были изданы в 1839 г. в книге: «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839. С. 11—73). Рукопись «Духовных наставлений» была представлена на рассмотрение митрополита Московского Филарета (Дроздова), вместе с подготовлявшимся тогда иеромо¬нахом Сергием первым житием преподобного Серафима. Тщательно просмотрев в рукописи наставления преподобного Серафима, приложенные к его житию, митрополит Филарет при отправке их писал 2 августа 1838 года архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучения или духовные наставления отца Серафима. Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения, частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословий. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца» (Денисов... С. 418—419). В многочисленных изданиях жития преподобного Серафима его «Духовные наставления» помещались в различном количестве и объеме, они также несколько различаются литературной обработкой. Это, вероятно, связано с тем, что к первоначальной основной группе «письменных наставлений», оригинал которых ныне нам неизвестен, стали присоединять поучения преподобного Серафима, сохранившиеся в записях различных лиц. Л. И. Денисов писал: «У иеромонаха Сергия, в издании 1839 г., их 33; в 4-м издании жития 1856 г.— 40; у Н. В. Елагина — 31 (в первых четырех изданиях № 30 и 31 ошибочно помечены, как 35 и 36, в пятом издании 1901 года номера помечены правильно). Свящ. Л. М. Чичагов, заимствуя наставления из четвертого издания 1893 года, помещает 30 номеров на стр. 112— 145 своей книги, а № 10 по счету Елагина перенес на стр. 64—66. Наши 43 номера наставлений заимствованы нами: 33 у иеромонаха Сергия из издания 1839 года (из них 22 находятся у Елагина), 9 у иеромонаха (тогда уже архимандрита) Сергия из 4-го издания 1856 года (находятся и у Елагина), и 1 у Елагина из издания 1863 года» (Денисов... С. 419—420). В данном издании «Духовные наставления» приводятся в том порядке, как их расположил Л. И. Денисов (с. 420—464), но текст редакции Денисова восполнен текстом редакции, помещенной архимандритом Серафимом (Чичаговым) в «Лето-писи...» (с. 113—148). Дополнения, помещенные в нашем издании, отмечены квадратными скобками. Приводя таблицу соответствия текстов «Духовных наставлений» у Л. И. Денисова и у архимандрита Серафима (Чичагова) в «Летописи...», указываем страницы тех номеров «Наставлений» по «Летописи», в которых имеются дополнительные тексты, помещенныев нашем издании: 1 (Денисов) = 1 (Летопись), 2, 3=29, 4-2, 5-3, 6=4, 7-5 (с. 116), 8, 9-18, 10, 11=14, 12=27, 13, 14=28 (с. 143), 15-20 (с. 134), 16=23 (с. 137—138), 17-21, 18-24, 19, 20-25а, 21-256 (с. 140—141), 22=9 (с.120—121), 23, 24-10 (с. 121), 25-11,26-17 (с. 132), 27-19, 28=13, 29-22 (с. 135—136), 30-8 (с. 118—119), 31-26 (с. 142), 32-6, 33=12, 34-15 (с. 128—130), 35-16 (с. 130—131), 36, 37, 38-7 (с. 117), 39-30 (с. 146), 40, 41,42, 43.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев