Наступил канун праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. В этот день, шестнадцать лет тому назад, Царица Небесная ввела преподобного в обитель, и теперь Она повела Своего избранника на другой, уединенный подвиг, в глубину пустыни, где, по словам святителя Василия Великого, возносится фимиам совершенного умерщвления и кадило непрестанной молитвы.
Пустынная келия, или «дальняя пустынька», как любил называть преподобный Серафим свое новое жилище, была деревянная избушка, состоявшая из печки, сеней и крыльца; ее окаймлял небольшой, огражденный забором, огород, в котором препо¬добный Серафим сажал картофель, свеклу и лук; поблизости находился и заведен¬ный им пчельник. Келия эта стояла в глухом сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верстах в 5—6 от монастыря; все это место преподобный Серафим называл Афонской горой. Холм, на котором поселился преподобный Серафим, был окружен другими холмами, а с одной стороны кончался крутым обрывом. Всем этим окрестностям преподобный дал имена св. мест Палестины для того, чтобы они живо напоминали ему события земной жизни Спасителя. На все эти места он любил ходить в соответственные событиям часы и, ощущая присутствие Самого Господа, предавался там богомыслию и молитве. В своем мысленном Назарете, в память Благовещения Архангела Пресвятой Деве Марии, он пел акафист; в Вифлеемской своей пещере он созерцал умными очами Превечного Младенца, поклонялся Ему с пастухами и вместе с небесными силами воспевал: «Слава в вышних Богу». Нагорную проповедь любил читать на одном возвышенном холме близ реки. Спускался он часто и под гору к реке, «на пол потока Кедрона», и там вспоминал прощальные беседы Господа с учениками. Часы третий, шестой и девятый вычитывал в глухом уединенном месте, именуемом им Голгофой, где он мысленно зрел Господа Спасителя, гвоздями при¬гвождаемого ко кресту. Был у него и град Иерусалим, и свой Фавор.
Находясь в своей келии, преподобный Серафим ежедневно совершал иноческое правило по чину строгих пустынножителей. Около полуночи он вставал от сна, выполнял правило преподобного Пахомия Великого, читал утренние молитвы, пел полунощницу и утреню и прочитывал первый час. При наступлении девятого часа утра он принимался за чтение третьего, шестого и девятого часов и последования изобразительных. Вечером читал вечерню и малое повечерие; при наступлении ночи творил монастырское правило с молитвами на сон грядущий. Часто вместо вечернего правила преподобный полагал по тысяче поклонов за один раз. Кроме того, он пел псалмы, сперва по уставу Пахомия Великого, а потом по чинопоследованию, им самим составленному и известному под именем «келейного правила о. Серафима».
Кроме молитвы, преподобный Серафим усердно занимался чтением Св. Писания и особенно Евангелия, которое всегда носил при себе. Чтение Св. Писания о. Сера¬фим считал чрезвычайно важным делом в духовном совершенствовании и называл «снабдением души». «Очень полезно, — говорил преподобный, — заниматься чтением Слова Божия в уединении, прочитать всю Библию разумно». Надо «так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою». Часть своего времени преподобный Серафим посвящал трудам телесным: работал на огороде, на пчельнике и рубил дрова в лесу.
___________________________
Валентина Зандер (Калашникова). Житие преподобного Серафима Саровского. Современный извод.
Текст Жития создан Валентиной Александровной Зандер, урожденной Калашниковой (1894-1989), вначале публиковался в «Сергиевских Листках» за 1928-1929 гг. В 1953 г. журнал «Вечное» (Париж) издал Житие отдельной книжкой анонимно, присоединив к нему еще Беседу Преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». В основу настоящей публикации положено это издание.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2