После пожаров в 1876-1878 годах околоток «Козля» расселился на восьми усадьбах с проулками; четыре же соседние с ним околотка, за исключением Верха, только на отдельных участках. В Постоялых Дворах жили богатые купцы и ремесленники, они занимались кузнечным делом, валяли валенки, били конопляное масло. Здесь же располагались две церкви с колокольнями: Богоявленская (1854 года) и Покровская (1865 года). Одна из них сгорела до революции во время уборочной страды. Стояла жара, но вдруг солнце зашло за тучу, разразилась гроза и попала в одну из церквей, из-за чего та сгорела дотла. Другая осталась цела, хотя стояла рядом, но её разрушили перед войной.
При церкви действовала церковно-приходская школа, где учились дети богачей. Кроме того, в Дьяконово имелось два училища: образцовое двухклассное мужское, основанное в 1876 году, и земское начальное женское.
Весь земельный надел находился в общинном пользовании, при котором владельцем, собственником и хозяином-распорядителем являлось общество. Существовали барские наделы: деревня Лютчина принадлежала помещице Камыниной, а Одоева – Анненковой.
Периодически происходили переделы земли между общинниками. Для этого имелась поземельная организация, которая распределяла все дворы на три сотни по месту поселения (Заключарскую, Козловскую и Протопоповскую). Каждая сотня выдвигала по четырнадцать представителей, тянувших при распределении земли жребий. Усадебная нарезалась каждому хозяину напротив его двора, вверх и вниз, и отдавалась в безвременное пользование.
Хлебопашество составляло основной промысел крестьян и служило главнейшей основою их быта. Обработка земли – самая обыкновенная, практикуемая с давних времён без изменений: соха с деревянной бороною, мелкорослая лошадь и молотильный цеп – вот весь инвентарь земледельцев. На усадебных местах они выращивали коноплю, рожь, овощи, просо, картофель. Здешнее семя и пенька славились особенно. Некоторые жители занимались скупкой пеньки у односельчан, потом вымачивали в емкостях и, обработав, продавали в Курске. Близкое нахождение с городом, а также довольно правильное расположение Дьяконово, на одном из самых проездных в то время трактов, сыграло значимую роль в развитии села. Так, во время Коренной ярмарки, по воспоминаниям местных обывателей, здесь ежедневно проходило около трехсот лошадей.
#районныевести #октябрьскийрайон #история
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4
"Козля» или «Кожля» — когда-то в этих овражистых местах в изобилии водились дикие козы, что отразилось в названии местечка на украинский лад. Богатые залежи мягкой белой глины позволили здесь, на юго-западном краю Курской губернии, процветать гончарному ремеслу. В каждом подворье имелась земляная печка для обжига изделий — «горн», а ребятишек с детства обучали искусству лепки. Но в соседнем селе Дроняево была другая специализация. Там на гончарном круге тянули горшки и прочую посуду, что физически более тяжело, поэтому соседи подшучивали над «свистунами» из Кожли, иногда даже подворовывали у них сырьё в карьере, который так и называется «Глинище». Там у каждого из мастеров была заведена своя шахта, откуда и привозилась для работы мягкая синеватая глина, уже при обжиге она становилась белой и не требовала подкрашивания в готовом виде.