Заканчивается последний месяц каникул. Не за горами новый учебный год с его Днем Знаний, торжественными линейками и экзаменами, спортивными соревнованиями и научными конференциями, новыми друзьями и впечатлениями и, возможно, с новыми требованиями к качеству образования, его формам и содержанию.
О том, каким должно быть школьное образование в 21 веке, что необходимо положить в его основу, шла речь на I Международных интеллектуальных играх (МИИ), прошедших в Якутске с 8 по 14 июля 2018 года. Игры были инициированы Министерством образования РС(Я) и аккумулировали лучший опыт российских и международных экспертов образовательных систем.
Редакция обратилась к непосредственному участнику Международных интеллектуальных игр, директору ЦТР и ГОШ Ольге Юрьевне РОЖКОВОЙ с просьбой поделиться впечатлениями от форума, рассказать об участии педагогов центра в круглых столах.
- Мы с большим чувством гордости восприняли известие о том, что I-е Международные интеллектуальные игры пройдут в Якутии, по инициативе нашего республиканского министерства. Это свидетельствует о том, какое значение придают в Якутии работе с одаренными детьми. Министерством образования и науки РС(Я) перед педагогами поставлена амбициозная задача: вывести систему образования республики на уровень мировых стандартов.
Миссия МИИ – развитие международного сотрудничества для внедрения лучшего опыта одаренной педагогики в образовательные системы республики и РФ. Основная цель Интеллектуальных игр – «создание и развитие постоянно действующей коммуникационно-образовательной площадки для одаренных и высокомотивированных обучающихся, с раннего возраста занимающихся научными исследованиями, увлекающихся достижениями науки и техники и технологий для самореализации и развития». Надо отметить, что МИИ проводились при поддержке ЮНЕСКО, Российской академии образования, Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ Интернейшнл, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
- Судя по информации в СМИ, программа форума была очень насыщенной.
- В рамках МИИ прошло более 20 конкурсных и внеконкурсных мероприятий для школьников, участниками которых стали 700 человек из 17 стран мира.
Среди конкурсных следует отметить международную олимпиаду школьников «Туймаада», международную школьную научную конференцию конкурса Science Fair, соревнования «Игры роботов», по 3д моделированию, по командной разработке программных приложений IT-Хакатон.
Неконкурсные мероприятия включали международную выставку детских и молодежных проектно-исследовательских работ MILSET Vostok Expo-Sciences, международную исследовательскую школу по STEM-проектам, мультимедийную школу МИИ и международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование», который стал ключевым мероприятием для педагогов республики.
На симпозиуме были рассмотрены такие вопросы, как психология способностей, одаренности и творчества; деятельностный подход в области научного образования; развитие познавательной активности и исследовательских способностей у детей младшего возраста; национальные и региональные модели развития одаренности детей и молодежи в области научного образования; научное образование: формальное и неформальное, средовое, дистанционное и смешанное; практики STEM-образования; цифровизация образования и многое другое. Свой опыт работы представили эксперты и педагоги из Мексики, Канады, Сингапура, Кореи, Японии, Германии, Чехии, Греции, Ирана и, конечно же, из России.
- Каким образом педагоги и учащиеся Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников стали участниками международного форума?
- Наш коллектив принял участие в составе делегации Олекминского района. Но предварительно в марте педагоги Рожкова О.Ю., Федулова Т.В., Таций Т.В., Молоткова А.Н., Потапова Н.В., Залесская Н.А. прошли регистрацию для участия в Международном симпозиуме по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование» в рамках МИИ; учащаяся Центра Иванова Виктория (ученица 8 класса районной гимназии «Эврика») - для участия в Международной школьной научной конференции-конкурсе Science Fair; учащаяся Центра Волобуева Ксения (ученица 8 класса Заречной основной общеобразовательной школы) - для участия в Международной выставке детских и молодежных проектно-исследовательских работ MILSET Vostok Expo-Sciences.
- Надо отметить, что вы не просто участвовали, а показали мастер-классы?
- Да, наши мастер-классы были единственными, которые вели педагоги из Якутии.
На международном симпозиуме опыт работы Центра по развитию одаренности детей был представлен на круглом столе «Развитие исследовательской деятельности и познавательных способностей детей младшего возраста» и на презентационной площадке «Педагогическое сопровождение одаренных детей: направления и эффективные практики».
А.Н. Молоткова разработала и презентовала мастер-класс «Геометрика в раннем возрасте. Возможности ТИКО-конструирования для развития инженерного мышления детей». В проведении занятия ей помогала Н.В. Потапова. В рамках мастер-класса участники познакомились с практикой применения конструктора ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) с целью развития у детей навыков конструкторской и проектной деятельности, основанной на исследовании геометрических фигур и тел, работе с различными схемами, чертежами, технологическими картами. Эта программа реализуется в ЦТРиГОШ ряд лет, а с прошлого учебного года по ней занимаются второклассники инженерного класса МБОУ СОШ №2. Программа развивает у детей умение вести исследование, конструирование и сравнительный анализ многогранников и объемных тематических конструкций.
Второй мастер-класс был посвящен организации исследовательской работы с детьми при изучении лесных экосистем. Его ведущие О.Ю.Рожкова и Т.В.Таций, познакомили присутствующих с опытом работы по развитию исследовательских навыков учащихся в полевых условиях с использованием возможностей облачных сервисов web 2.0. Участники презентации освоили работу с электронными определителями, таксационными инструментами, научились определять возраст, высоту, диаметр древостоя. В рекомендациях участников по итогам мастер-класса была отмечена необходимость распространения нашего опыта в образовательных учреждениях Якутии.
На круглом столе «Развитие исследовательской деятельности и познавательных способностей детей младшего возраста» был обобщен опыт, накопленный в этой области педагогами республики. Таций Т.В. и Рожкова О.Ю. представили результаты реализации программы «Интеграция основного и дополнительного образования на основе исследовательской работы и развитие дистанционного дополнительного образования детей в Олекминском районе РС(Я)».
- Как вас принимали?
- Очень хорошо. Наши коллеги были удивлены результатами, достигнутыми педагогами небольшого районного Центра. Участие в международном симпозиуме позволило нам по-новому посмотреть на свои программы и наметить пути их развития. Нам было интересно пообщаться с коллегами, ведь у нас общие задачи и общие проблемы, а цель одна. Каждый ребенок талантлив, и задача образования увидеть и развить его талант.
По данным социологических исследований менее 40% выпускников школ, 20% выпускников колледжей и 50% выпускников вузов имели опыт проектной деятельности в ходе обучения (исключая выпускные работы). Замминистра образования и науки Ю.И.Семенов в своем выступлении отметил, что на современном этапе развития образования, в числе общих тенденций, важное место занимает проблема выявления ранней одаренности у каждого ребенка и помощи его дальнейшего развития, а также становления гармонично развитой личности. Эта деятельность призвана обеспечить успешность подрастающего поколения в любой деятельности.
- Таланты играют особую роль в человеческом капитале любой страны, и прежде всего в интеллектуальном секторе. Сегодня, когда успешная экономика основана на создании и освоении инноваций, взращивание и удержание талантов стало задачей национального масштаба.
- Да, практически все страны во главу угла помещают ученика, подчеркивают его непосредственный образовательный опыт и активную исследовательскую позицию в ходе обучения. Задачей образования становится не только правильное «предложение» содержания образования, но и формирование «активного ученика», умеющего и любящего узнавать новое, разбираться в неизвестном. В своих выступлениях представители ведущих школ России и зарубежные эксперты обращали особое внимание на развитие исследовательской и проектной деятельности детей, начиная с самого раннего возраста. Во многих образовательных центрах в содержание образования заложен исследовательский подход и тесная связь с наукой (например, Хоро-школа, школа «Созвездие» и др).
В силу своих возможностей, стараемся следовать этому принципу и мы, в течение 20 лет развивая в Олекминском районе исследовательскую работу со школьниками.
В 2018 году в числе 45 образовательных учреждений Якутии мы стали участниками инновационной программы «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «STEM-образование для дошкольников и младших школьников» и в новом учебном году планируем открыть STEM-школу для дошкольников и младших школьников, запись в эту школу уже ведется.
- Что такое STEM-образование?
- Аббревиатура означает: «наука, технология, инжиниринг и математика».
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.
Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска, - как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества. Образовательные модули включают экспериментирование с живой и неживой природой, робототехнику, конструирование, математику и мультипликацию. Занятия будут проходить несколько раз в неделю по каждому из модулей.
- Что еще нового Вы планируете в этом учебном году?
- Еще одно новое для нас направление в организации научного образования - организация и проведение сетевых учебно-исследовательских проектов. Первый опыт – республиканский сетевой учебно-исследовательский фенологический проект «Когда наступает весна?» собрал участников из разных районов Якутии и наслегов Олекминского района. Проект был разработан педагогами нашего центра и был поддержан Институтом новых технологий РС(Я). Такая работа с детьми позволяет объединить формальное и неформальное образование для развития у учащихся очень многих, как сейчас принято говорить, компетенций: исследовательских, коммуникативных, цифровых и пр. В течение двух месяцев наблюдая за природой своей местности, ребята сумели ответить на вопрос: когда же у них наступила весна и в чем проявились ее приметы. Желающие могут познакомиться с материалами проекта на сайте http://phenonet.ukit.me . С 1 сентября стартует новый этап этого учебно-исследовательского проекта. Приглашаем команды школ принять в нем участие.
От Института новых технологий мы получили оборудование для организации дистанционного обучения, благодаря которому появляется возможность проведения дистанционных мероприятий он-лайн.
"Сегодня мир стремительно меняется: наступающая цифровая эпоха стирает все границы и все расстояния. Каким будет этот новый мир, зависит от вас, друзья. Вне всякого сомненья, вы будущая интеллектуальная элита планеты и нашей России, которая стремится занять в мире место, подобающее великой научной и технологической державе", — отметил в видеообращении к участникам Международных интеллектуальных игр врио главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев. И задача системы образования создать все условия для воспитания этой элиты.
Д.ТИМОФЕЕВА.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев