Из взрослой личности сделать испуганное животное, живую биомассу без воли и чувств.
Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, и послушно пойдет на убой.
1. Заставить человека заниматься бессмысленной работой - Одно из любимых занятий эсэсовцев. Причем заключенные понимали,
что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, «твое дело выполнять, а не думать»
2. Ввести взаимоисключающие, противоречащие друг другу правила, двойные стандарты, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным, неугодить хозяину. Люди были вынуждены договариваться
с надзирателями - помощники СС из числа заключенных, впадая от них в полную зависимость.
абсурдность и противоречивость требований, а сегодня и федеральных законов – полный аналог.
3. Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. В условиях, когда цена ошибки слишком высока,
коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом.
Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.
Стремление к послушанию въедалось в психику узников так сильно, что всегда находились заключенные,
которые долго соблюдали этот приказ, даже когда эсэсовец о нем забывал, и принуждали к этому других.
Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом.
Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся.
Тем не менее некоторые заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал.
4. Заставить узников поверить в то, что от них ничего не зависит. Создается обстановка, в которой невозможно что-либо планировать.
Кроме того, людей приучают жить по инструкциям, пресекая тем самым любую инициативу с их стороны.
Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных» послушных режиму,
имеющих право на определенные привилегии, и дали жить в относительном комфорте без работы и лишений.
Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, тяжелейшие условия труда. урезав при этом пищевой рацион.
Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу. Через несколько месяцев – снова в карьер и т.д.
В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать,
за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Создает когнитивной диссонанс. Личность попросту не успевает
выработать стратегии адаптации, она полностью дезорганизуется, дезориентируется и в конце концов погибает.
Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения,
удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми.
Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить.
Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь,
задержишься с уборкой своей кровати – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать,
ни секунды задуматься и остановиться. Не ты планируешь и выбираешь, чем заниматься. Ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы, рациональности. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом понимали, что это не так. И награждали просто так, по прихоти СС.
5. Заставить людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов,
которая, заметив избиение, дружно отворачивает головы в сторону, и резко ускоряется, всем с видом показывая, что «не заметила» происходящего.
Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено».
А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия, вины.
Они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
Такие ситуации нередки в семьях, где процветает насилие. Например, ребенок подвергается насилию со стороны отца/отчима, а мать делает вид, что не в курсе происходящего.
6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту. Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата.
Черта, которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах, даже под угрозой жизни.
Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то эта жизнь потеряет всякое значение и смысл».
Однажды эсэсовец заставил двух евреев лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка и приказал закопать евреев живьем.
Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда сс приказал им поменяться местами, и евреи получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний.
Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву.
И снова приказал поляку закопать евреев. На этот раз он подчинился – возможно из чувства мести, обиды. СС притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.
Процесс превращения людей в зомби был прост и нагляден.
Сначала человек прекращал действовать по своей воле:
у него не оставалось внутреннего источника движения.
Жертвы автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе,
начинали очень характерно шаркать. Затем начинали смотреть только перед собой. После этого наступала смерть.
Те же узники, кто выжил, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной
человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему.
Там, где нет собственного отношения, понимания, оценки к происходящему - нет личности.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев