Легендарная советская актриса театра и кино. «Королева эпизода». Вера Алтайская появилась на свет в 1919 году в Петрограде, тогда находившемся в эпицентре революционных событий. Мама до революции работала пианисткой в кинотеатре; после переворота, чтобы хоть как-то прожить, начала давать уроки музыки. Вскоре она встретила писателя Константина Алтайского-Королева и вышла за него замуж.
Главный биограф Клима Ворошилова воспитал девочку как родную дочь, и со временем безуспешные попытки Веры выяснить у матери имя настоящего отца прекратились.
Когда Вере было 18 лет, Константина Николаевича арестовали за знакомство и общение с писателем Андреем Алдан-Семеновым. Тот обвинялся в участии в террористической группе. Во время допроса Алтайский-Королев подвергся пыткам и, не выдержав издевательств, сознался в озвученных следствием преступлениях. В лагерях провел 17 лет.
Незадолго до ареста отчима Вера перебралась в Москву и поступила в актерскую школу при «Мосфильме». Обучением тогда руководили режиссер Григорий Рошаль и актер Михаил Тарханов. Завершив образование в 1940 году, артистка была включена в штат киностудии. Дебютные роли Вера Алтайская сыграла еще до выпуска.
Свою фильмографию девушка открыла в 19 лет. В 1938 году вышла картина «Великий счет», где ей досталась эпизодическая роль переписчицы, год спустя - персонаж второго плана в ленте для детей «Личное дело». Александр Разумный доверил Алтайской роль пионервожатой: яркая, стройная актриса со смеющимися глазами как никто другой попадала в типаж.
В 1940 году выпускница школы при «Мосфильме» получает возможность поработать с первыми звездами советского кино того времени. В музыкальной комедии Григория Александрова «Светлый путь» заявлены и Любовь Орлова, и Евгений Самойлов, и Осип Абдулов, и Елена Тяпкина. Секретаршу играет только набиравшая популярность в качестве актрисы кино Рина Зеленая. Алтайской достается роль работницы Клавы.
Спустя полвека в мемуарах Марина Колумбова, вдова актера Алексея Консовского, чьей первой супругой была Алтайская, вспомнит о «ведьминской красоте» соперницы. Алтайская с рождения отличалась гетерохромией: один глаз был зеленым, другой - карим. Искрящийся дерзостью взгляд, осиная талия, копна русых волос - внешность актрисы в сочетании с ее бурным темпераментом и едким остроумием была лучшей рекомендацией на роль роковой красавицы. И в 1942 году Вера Алтайская ее получила.
Сценарист и режиссер Юлий Райзман, в будущем - лауреат шести Сталинских премий, решает снять историю о телеграфистке и сандружиннице Машеньке, которая встречает любовь, а накануне Финской войны расстается с любимым из-за его увлечения другой девушкой. Соперницу достается играть Алтайской. Райзман даже оставляет героине имя исполнительницы - Вера. Годом позднее фильм «Машенька» получает Сталинскую премию второй степени.
С началом войны «Мосфильм» эвакуируют в Алма-Ату. Алтайская увольняется и становится актрисой «Союздетфильма». В первой половине 40-х много снимается в военных лентах.
Ей достаются героини второго плана в картинах о жизни блокадного Ленинграда «Жила-была девочка», участии молодежи в сопротивлении фашистам «Это было в Донбассе», о судьбах эвакуированных на Урал «Большая земля».
После 1946 года, когда на экраны выпускают фильм «Освобожденная земля», Вера Алтайская на протяжении восьми лет снимается всего в одной ленте, и то - в эпизодической роли без указания в титрах. Райзман в своей драме «Кавалер Золотой Звезды» с Сергеем Бондарчуком и Кирой Канаевой в главных ролях оставляет Алтайской лишь персонаж безымянной колхозницы.
После войны 27-летняя Алтайская решает посвятить себя театру. Артистка пополняет труппу Государственного театра киноактера, организованного всего тремя годами ранее, и попадает в первый актерский состав культурного учреждения.
Работа театра открывается в 1946 году премьерой «Бранденбургские ворота». Наконец-то Алтайская получает то, чего не дождалась от кинематографа - главные роли. Любовь Шевцова в «Молодой Гвардии», Людмила в «Детях Ванюшина», Тамара в «Старых друзьях» - центральные женские персонажи в первых спектаклях театра, рожденного в военное время, воплощаются на сцене именно Алтайской. К артистке приходит настоящий успех.
В середине 50-х актриса все больше склоняется к возвращению в кино. Режиссеры активно включают Алтайскую в творческий состав, но опять предлагают второй план или эпизод. Имея за плечами 10 лет творчества на театральных подмостках, Вера Алтайская теперь выбирает только интересные, характерные роли. По ним она и запомнится советскому зрителю. Чего стоит сыгранная ею нянечка в родильном доме в мелодраме «Человек родился» или Нина Павловна, героиня гайдаевской комедии «Жених с того света».
Триумфальное возвращение в кино Алтайской, конечно же, обеспечили сказки. В 1959 году выходят сразу две картины этого жанра: «Марья-искусница» Александра Роу и «Снежная сказка», поставленная режиссерами Эльдаром Шенгелая и Алексеем Сахаровым. В обеих лентах актриса играет отрицательных героинь: Тетушку-Непогодушку - у Роу, Продажную душу - у его коллег. Видя, насколько яркие образы злодеек способна создавать актриса, Роу начинает сотрудничать с Алтайской постоянно.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» артистка перевоплощается в колоритную супругу кума Панаса. Через два года в «Королевстве кривых зеркал» играет Асырк, подручную главной злодейки. А в 1964 году появляется в «Морозко» в роли жестокой мачехи. Вера Алтайская снялась в 7 из 9 последних фильмов Александра Роу. Он скончался в 1973 году. Вера Владимировна пережила его на пять лет. Последним результатом их сотворчества стала сказка «Золотые рога», в которой Алтайская играла кикимору Кухарочку.
После смерти Роу актриса снялась всего в пяти картинах. И всюду - эпизоды. Это небольшая роль в фильме «Ищу свою судьбу» с Польских и Жженовым, затем эпизод в детской драме «Птицы над городом», второстепенная роль в фильме-спектакле «Гаспароне» и в - завершение карьеры - участие в некоторых сценах фильмов «Так рождалась легенда» и «Хомут для Маркиза». Последний вышел в 1977 году. Больше Алтайская не снималась.
Вера Алтайская единожды была замужем. В молодости она согласилась на предложение коллеги Алексея Консовского. В 22 года актриса родила от мужа дочь Светлану, но, когда ребенку было 9 лет, супруги развелись. По воспоминаниям современников, избранник Алтайской был сложным человеком, долговременные отношения с женщинами у артиста не складывались.
После развода у Консовского было два брака: сначала недолгий союз с актрисой Антониной Елисеевой, затем - с Мариной Колумбовой. С третьей супругой актер оставался до конца жизни.
Дочь Веры Владимировны занималась лингвистикой. Некоторое время работала в подразделении администрации страны, контролировавшем теле- и радиовещание.
Вера Алтайская скончалась 28 декабря 1978 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь.
Могила актрисы находится на Ваганьковском кладбище столицы, там же похоронены ее родители и дочь.
Фильмы: «Дочь моряка», «Лермонтов», «Цветные киноновеллы», «Кавалер Золотой Звезды», «Анна на шее», «Большая земля», «Это было в Донбассе», «Произведение искусства», «Мёртвые души», «Дом с мезонином», «Евдокия», «Гадюка», «Огонь, вода и… медные трубы», «Мужской разговор», «Переходный возраст», «Варвара-краса, длинная коса», «Главный свидетель», «Золотые рога», «Ищу мою судьбу», «Птицы над городом», «Гаспароне», «Хомут для Маркиза» и др.
Приятного просмотра!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Замечательная актриса !
Спасибо !