Для объединения с родом невесты, жених приходил на сватовство с хлебом, вином (пӱрö – брага, водкой) и, по состоятельности, с другими гостинцам. Алкоголь на этом этапе был важен для проведения домашнего обручения ‒ ÿдыр йÿктымаш (букв. напоение девушки). Испитие девушкой, а потом и всех присутствующих, принесенного женихом вина означало в первую очередь согласие девушки выйти замуж. Но в тех случаях, когда девушка была не согласна выйти замуж,ее силком заставляли выпить, или даже родители вливали силком немного жидкости. Человек, принявший алкоголь, недоступен влиянию злых сил. Помимо выражения согласия невестой, она, одаривая жениха и его родственников, как бы вручает им себя посредством со
В доме, отец невесты оказывает почести жениху и пришедшим с ним, посредством хлеба и угощений. «Встретив жениха, он тотчас нарезал ломтиками хлеб и намазывал маслом. Жених брал ломтик и подавал его невесте, которая, откусив, передавала его отцу. От него ломтик переходил к невесте, а та возвращала его к жениху, который съедал оставшийся кусочек» Данное действие видится в следующем, отец невесты благословлял посредством хлеба молодых. Жених, выражая твердость намерения, передавал кусок невесте, которая в свою очередь, выпрашивая разрешение у отца, передавала ему. Вкусив переданный ломтик хлеба, отец, выражает согласие и «говорит» об этом невесте, возвращая ей ломтик. Невеста, в свою очередь, п
Сватовство, это последний этап на пути к свадьбе, когда регулируются все нюансы и начинают исполняться полномасштабные магические обряды, способствующие как защите, включению так и благополучному прохождению обряда перехода – свадьбы. Так как сватовство происходит в доме девушки, то при входе в дом, жених проводит ритуал приобщения, включения в род невесты – он «кладет на порог монету» Известно, что порог – граница своего и чужого пространства, именно под ним обитают «духи родовой религии» в данном понимании он представлен у многих народов и этим действием жених задабривает предков невесты и их родовых духов. Анатолий Нигматов
После смотрин, и после утвердительных решений обеих сторон, родители жениха готовятся к сватовству. Для того чтобы сватовство прошло удачно, необходимо предварительно решить все хозяйственные вопросы, которые по обыкновению решал глава семьи ‒ мужчина. Здесь, как и на протяжении всего первого этапа, определяющую роль играет мужская половина семей: отец жениха обращается к мужской половине родственников девушки. Вторым примечательным фактом предсвадебного этапа является связь между семьями сватом, его отправляют также на переговоры – туларым колташ (свата отправить). Ответ не дается сразу, есть время все обсудить и обдумать. Таким образом, на этом этапе семьи через сватов договаривались о реш
После смотрин теперь уже семья невесты устраивала семейный совет, где решали, выдавать ли дочь в эту семью или нет. Бывали случаи, что родители невесты определялись сразу же и в случае отрицательного решения выгоняли сватов. Чтобы избежать такого хода событий сваты расхваливали жениха и его семью, а отец жениха и сам жених старались предстать в максимально лучшем виде: хорошая одежда, щедрые (по возможности) гостинцы, в том числе не скупились на выпивку. Однако родители невесты с первой попытки сватов никогда не отдавали дочь, это было даже неприлично поэтому расставались на таком решении, что ответ дадут знать сватам в ближайшее время. Возможно, семья жениха также еще раз обдумывала свое ре