Свадьба – это дело не только семей жениха и невесты, ведь это «социальный союз, который затрагивает интересы многих групп.
В браке по сватовству родственники помогали в поиске невесты вне своей деревни, человека, по чьей рекомендации начиналось сватовство, у восточных марийцев называли темлыше . Ранее эту функцию выполняли представители мужского пола, и только родственники по мужской линии. Это связано с тем, что изначально в марийской традиции женщины не участвовали в обрядовой жизни. Функцию свах стали выполнять женщины позднее. Темлыше предлагал ту девушку, семью которой он знал, или заметил ее за исполнением работ (на поле, в хозяйстве), что указывает на приоритетные качества при выборе девушки – трудолюбие и репутация семьи. Было обычным для патриархальных устоев и крестьянского быта, что невесту брали, в первую очередь, как рабочую единицу в хозяйстве и для вынашивания здорового потомства, поэтому в ней сватов интересовало, прежде всего, здоровье, трудолюбие, сноровка, отношение хозяйству. Мужу будешь пригодна не красотой, а своими умениями и стараниями.
Поэтому, внешняя привлекательность невесты ‒ далеко не определяющий фактор в выборе, так, говорили, что чиялтыме муно пужлышо лийын кертеш – и крашеное яйцо может оказаться тухлым К тому же, критерии красоты менялись на протяжении истории, восточномарийскую красавицу следующими качествами: с гордой осанкой, с черной косой, с круглым лицом, с черными глазами, с белой кожей, с твердым шагом, с громким, приятным голосом – йыргешке шÿргö – пылышан, шем яндар. Современные же критерии красоты уже не имеют национальной окраски, а приближены к общемировым стандартам. Благосостояние семьи девушки, социальный статус, характер самой девушки и репутация ее родителей также оказывал влияние на выбор: Аважым ончен, ÿдыржым нал, ачажым ончен эргыжлан мие – Глядя на мать, женись на дочери, глядя на отца, выходи за сына.
Анатолий Нигматов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1