ИРИНА ДЬЯЧЕНКО - ВИНТЕР, ПИСАТЕЛЬ, ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ КАЗАХСТАНА.
УЧИТЕЛЬ.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
Из статьи выпускницы Максимо-Горьковской средней школы Ирины Винтер "Наш любимый Марат", опубликованной в областной газете "Звезда Прииртышья" 9 апреля 2002 года, № 39; – цитирую:
… «Он не вошёл – ворвался в класс: стремительный, молодой, красивый – весь, как звенящая струна – наш новый учитель по русскому языку и литературе. Не было заигрывания с нами, старшеклассниками, в его приветствии, в его улыбке. И мы приняли своего учителя – сразу и безоговорочно. И не ошиблись – он стал нашим любимым учителем – Марат Толеубаевич Кожимов, между нами, учениками, – Марат. С тех пор прошло тридцать пять лет. Конечно, после школы дороги наши разошлись, как велела жизнь. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что мои одноклассники, как и я, никогда не забывали человека, которого можно назвать с большой буквы – Учитель». …
Из районной газеты "Нива" № 33 от 18 августа 2016 года:
«Мы с благодарностью вспоминаем Марата Толеубаевича, учителя истории, русского языка и литературы, он учил нас жизни. Работал с нами и вне уроков, не жалея ни сил, ни времени, проводил учебную и воспитательную работу. Я никогда не был отличником, но его уроки стали для меня уроками жизни, помогли мне в становлении и формировании меня как личности», – с гордостью говорит о своём учителе бывший ученик, ныне Председатель Союза ветеранов локальных войн и участников вооруженных конфликтов на таджикско-афганской границе по городу Павлодару и Павлодарской области – Геннадий Козак.
В душах многих мальчишек и девчонок Марат Толеубаевич Кожимов оставил неизгладимый след, заложил стержень, помогающий им не потеряться в жизни, стать достойными гражданами страны.
Как и в прошлом году, пятерку сильнейших школ в районе возглавляет Пресновская средняя школа. Из 11 выпускников этой школы ЕНТ сдавали четверо учеников, самый лучший результат оказался у Ж. Сембиновой – она набрала 89 баллов. Ниже 72 баллов из пресноцев не было ни у кого. Стоит отметить работу учителя истории Казахстана М.Т. Кожимова, который и готовил всю четверку. Они не подвели своего преподавателя и подтвердили отличные знания по данному предмету.
Основание: Районная газета "Нива" 16 июня 2005 года № 24.
14 января 2006 года на базе Мичуринской школы в два тура проходила районная олимпиада по 14 предметам. Судя по результатам олимпийских соревнований, школьникам за партами, как и год назад, по некоторым предметам отдают явное предпочтение. Наиболее успешно ученики русских и казахских классов справляются с заданиями по казахскому языку. Снова в первых строчках олимпийского "хит-парада" оказалась история Казахстана. Знанием этой дисциплины уже по традиции отличилась Пресновская школа. На 81% с предложенным заданием справилась ученица 11 класса Анара Жунусова.
Таких хороших результатов не только в олимпиадах, но и в ЕНТ ежегодно добивается учитель истории, ответственный педагог Марат Толеубаевич Кожимов. Секрет его успеха, по словами специалистов РайОО, в том, что сани он, как советует пословица, готовит летом, то есть определяет участников олимпиады и начинает заниматься с ребятами практически с начала учебного года.
Основание: Районная газета "Нива" 26 января 2006 года № 4.
***
Из воспоминаний библиотекаря школы Любови Алимовой.
- За весь период моей работы в школе я никогда не видела, чтобы ученики 9 - 11 классов читали нужные по учебной программе книги писателей русской классической литературы. Никто никогда не берёт книги писателей-классиков для чтения. Оказывается, они изучают творчество великих по учебнику. Учителя, привыкшие к тому, что учащиеся всё равно не прочтут нужные произведения, а заставить их читать они не могут, спокойно организуют "изучение" творчества писателей по учебнику, так проще, легче и быстрее выполняется учебная программа, при этом учащиеся даже не имеют представления о настоящей прелести прекрасных творений классиков. «Что делать, если дети не хотят читать…» – успокаивают себя преподаватели, признавая своё бессилие.
Я, как библиотекарь, недоумеваю: изучать творчество писателя, не читая его книги, разве это правильно?
Как только начал преподавать литературу новый учитель Марат Толеубаевич, случилось невероятное: старшеклассники толпой рвались в библиотеку, занимали очередь, порой книг не хватало. 80% учащихся класса прочитывали предложенную книгу изучаемого писателя до конца, остальные 20%, не успевших прочесть до срока, потом все равно дочитывали, уже увлекаясь содержанием текста. Учитель проводил вне урока собеседование по содержанию книг методом быстрого фронтального опроса, используя более ста вопросов – легких и сложных, умело и виртуозно их сочетая. Вопросы всегда подбирались таким образом, что на них невозможно было не ответить, если ученик прочёл книгу. Главное – все это происходило быстро, интересно, шумно и очень увлекательно. Почти всегда ответы незаметно переходили в споры, дискуссии, даже – в диспуты.
… (Кто бы знал, как мне это знакомо! Как мы любили такие вот шумные дискуссии, в которых Марат Толеубаевич умело приравнивал слабого ученика к сильному и нам казалось, что мы все такие умные, умеем логически мыслить, делать анализы, сравнения, не лишены фантазии и вполне себе вправе покритиковать и вносить свои идеи. Здесь нельзя не отметить человечность нашего учителя: он никогда не принижал слабых учеников, всегда старался придать и им статус значимости, тем самым помогая детям не терять своего достоинства. Ведь не всем дано и тут надо винить природу… И.В.) …
Оценки учитель не жалел, ставил всем, при том не одну. Постепенно всё это для учеников становилось привычным, они уже с интересом ждали знакомства со следующим писателем, заранее спешили приобрести нужную книгу, используя и сельскую библиотеку, спрашивая у педагогов, у знакомых, имеющих много книг дома. Я удивлялась и восхищалась, как смог учитель так быстро пробудить интерес старшеклассников к познанию классиков! Исключительно – своей волей, настойчивостью, знаниями и умениями. Он иногда жизнерадостно и азартно восклицал, изрекая известную фразу: "Кто много читает, тот много знает!".
Кредо Марата Толеубаевича: если хочешь знать писателя, прочти хотя бы одну его книгу. Уже будешь иметь представление о нем как о писателе. Это аксиома! В учебную программу входят книги наиболее известных классиков. И учащиеся читали их с интересом, у них, по-настоящему, рождалась тяга к чтению и всё это благодаря учителю.
С уходом М.Т. Кожимова на заслуженный отдых, постепенно, наработанное им, заглохло: старшеклассники сейчас не толпятся в библиотеке за книгами, только малыши берут детские книжки. Учителя литературы вновь проводят уроки по-старому, используя только учебник, они и сами уже привыкли к этому, более лёгкому, пути.
Ученикам остается одно: изучать писателей и их творчество по учебнику, не прочитав ни одной книги. Но это же неправильно! Есть ведь живой пример иного подхода к проблеме: правильно поставленная работа Марата Толеубаевича Кожимова! Надо почаще приглашать его в школу, советоваться с ним, учиться. Профессионал своего дела, он всегда с удовольствием поможет учителям, выступит перед учениками. …
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7