ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА
Просматривая «Календарь дат и событий», выпускаемый ИТАРТАСС, среди событийного хлама вроде дня коронации Папы Римского или дня основания трудовой партии Кореи, вдруг встречаю: девяносто лет назад, 12 октября 1910 года, состоялась премьера постановки романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в Московском художественном театре (МХАТ). Режиссеры В.И. Немирович-Данченко и В.В. Лужский. Мое «вдруг» вызвано тем, что Лужский — театральный псевдоним нашего земляка Василия Васильевича Калужского — замечательного русского актера, режиссера, театрального педагога, одного из основателей МХАТа, человека театра, как называл Василия Васильевича Немирович-Данченко.
Родился Василий Васильевич 31 декабря 1869 года в Шуе в богатейшей купеческой семье. Не говоря уже о городе, фамилия Калужских была на слуху у всей Владимирской губернии. И было это связано не только с деньгами, но и с благотворительной и общественной их деятельностью.
Вспоминая детство, Василий Васильевич писал: «Мать покойная Александра Иосифовна замечательно копировала разных своих родственников и знакомых, ездила бывало на все спектакли заезжих трупп... В Шуе, помню, тогда «тяготились дозареза» два любительских кружка двух первых дам — Маньковой Д.М. и Бальмонт В.Н. - матери поэта К.Д. Бальмонта». Здесь нужно заметить, что театр в те времена располагался в небезызвестном доме В.Ф. Ильина — гостинице «Лондон» (ныне дом № 30 на ул. Ленина). На первом этаже здания была чайная общества трезвости, на втором до 1902 года — Благородное собрание, а «нумера», то есть гостиница, на третьем этаже.
...Начальное образование Василий Васильевич получил в городской классической мужской гимназии (ныне школа № 2), которая частично была построена на земле, принадлежащей Калужским, а самостроительство гимназии проведено в то время, когда городским головой был дед Василия Васильевича Неофит Леонтьевич.
К началу восьмидесятых годов дела на фабрике Калужских не заладились. Был объявлен конкурс, и по конкурсу продана не только фабрика, но и дом. Уютный двухэтажный особняк по 1-й Московской улице за № 36, правда, изрядно загаженный, можно видеть и сейчас.
Семья Калужских переехала в Москву, точнее сказать возвратилась, так как основатель дела Леонтий Григорьевич в Шую приехал из первопрестольной в начале XIX века. В Москве одиннадцать лет от роду Василий Васильевич впервые попадает в театр. А в юношеские годы — уже играл в товариществе артистов Незлобина. В девяностых годах прошлого века в Москве, в помещении Охотничьего клуба, кружок любителей Общества искусства и литературы под руководством К.С. Алексеева, известного нам больше под театральным псевдонимом Станиславский, ставил на небольшой клубной сцене спектакли. С каждой новой постановкой кружок все больше привлекал к себе внимание публики. Посмотрев однажды спектакль кружка, В.В. Калужский, по его словам, пленился игрой К.С. Станиславского.
21 июня 1897 года в отдельном кабинете ресторана «Славянский базар» состоялась встреча К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Начавшаяся в два часа дня и закончившаяся в половине восьмого утра на даче Станиславского, встреча была первым шагом к созданию МХАТа. Присутствовал на встрече и В.В. Калужский. Именно там были обсуждены основы будущего дела, художественные идеилы, репертуарные проекты, этика...
Со Станиславским в труппу будущего театра пришли известные публике по клубным сценам Калужский, Артем Бурджалов, Александров. А с Немировичем-Данченко — его ученики, только что окончившие драматические курсы: Книппер, Мунт, Роксанова, Москвин.
Вспоминая то время, В.В. Лужский рассказывал: «Опоздаешь — беда! Штрафной журнал, черная доска — без всякой пощады. Псевдонимы и те не позволялись: какие там Дарский, Лужский, Адашев, Станиславский — нет: Асаров, Калужский, Платонов, Алексеев... Забудь отца, мать, жену, детей — и все отдай новому делу». Так рождался МХАТ, которому В.В. Лужский отдал всю свою жизнь.
Он любил, знал и входил во все отрасли театра, играл первые роли, был режиссером и непременным членом управления. Артистический талант его раскрывался в ролях характерных, особенно с сатирическим уклоном. «Он же Буфф», - говорил про него Антон Павлович Чехов, во всех премьерах пьес которого Лужский играл. А в общем на сцене МХАТа им было сыграно более шестидесяти ролей. Василий Васильевич был непременным участником всех шуточных сборищ, одним из создателей знаменитых мхатовских «капустников». Непревзойденно имитировал друзей-актеров и знаменитых певцов.
При всем этом был исключительно скромен и добросовестен. Ни сильное нездоровье, ни даже семейное горе не останавливали его участие в спектаклях. Не все, однако, было гладко на театральном пути Лужского. Так, обращение его к творчеству Достоевского — постановка «Братиьев Карамазовых» и к «Бесам» (спектакль назывался «Николай Ставрогин», 1913 год) вызвало резкое недовольство Максима Горького. «Буревестник революции», выступая в прессе, называл постановку этих спектаклей «затеей сомнительной эстетически и безусловно вредной социально». И еще. Не Ставрогина надобно ей показывать теперь (имея в виду русскую молодежь), а что-то другое».
«Что-то другое» и было показано в России через четыре года. В 1923 году, к 25-летию образования МХАТа, В.В. Лужскому было присвоено звание Заслуженного артиста республики, а в 1931, незадолго до смерти, он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Со смертью В.В. Лужского эта фамилия не исчезла с афиш МХАТа. Ее достойными носителями в труппе театра были сначала сын, а потом внук Василия Васильевича.
Александр КУЛЬКОВ.
(«Шуйские известия», № 172 от 4 ноября 2000 года).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев