Семик, старинный, перешедший в итоге в народное православие праздник, представляющий собой некую незримую грань между весной и летом, посвящается поминовению так называемых «заложных» покойников.
По православной традиции Семик отмечается за три дня до Троицы и выпадает в 2021 году на 17 июня. В этот день-единственный в году-можно было заказать панихиду по «заложному» покойнику. Здесь все ясно и просто.
А вот как почтить «заложных» по-язычески? Что для этого можно сделать?
Давайте сперва разберемся подробнее, кто такие эти «заложные» покойники, чем они отличаются от обычных и чего хотят.
По этому поводу существует немало научных исследований народной традиции, в списке которых особенно ценна и интересна книга Д.К. Зеленина «Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки».
Цитировать через каждую строчку здесь этот источник, как часто любят писать подобные статьи, не стоит именно из уважения к источнику. Который любому язычнику-практику лучше прочесть полностью.
Здесь же постараюсь сокращать изложение до сути.
Кроме того, позволю себе попробовать сделать некоторые выводы и выдвинуть версии-работа сама по себе не всегда благодарная, поскольку благоговение иных к источникам доходит до того, что даже сама мысль о том, что написанное в них можно еще и обдумывать, кажется им святотатством)))
Итак, кто же такие «заложные» покойники?
Д.К. Зеленин подчеркивает и обращает наше внимание на то, что многие народы, включая славян, разделяют два варианта умерших.
Родители(предки, деды и т.д.)-это покойники почитаемые и уважаемые, поминаемые в году несколько раз. Они пребывают где-то далеко(в Ино) и в свои жилища, к своим потомкам приходят редко и только по особому приглашению.
«Заложные» покойники-это люди, умершие прежде срока своей естественной смерти.
Здесь можно разделить их на четыре категории.
Первая-люди, скончавшиеся, часто в молодости» скоропостижной, несчастной или насильственной смертью.
Выражаясь словами церковного «мертвенного канона», это те покойники, «иже покры вода и брань пожра, трусъ же яже объятъ и убийцы убиша, и огнь попали; внезапу восхищенныя, попаляемыя отъ молний, измерзшие мразомъ и всякою раною». То есть люди, умершие от неестественных, трагических событий против своей воли.
Вторая категория-«наложившие на себя руки», лишившие себя жизни добровольно. К ним относятся удавленники, утопившиеся, зарезавшиеся, застрелившиеся, отравившиеся, опойцы и прочие.
Третья категория-люди, проклятые своими родителями или пропавшие без вести(о них в народе обычно думают, и порой небезосновательно, что они похищены нечистой силой).
Четвертая категория-это все умершие колдуны и ведьмы. По народным поверьям, смерть колдуна никогда не бывает естественной, и они автоматически относятся к «заложным».
Особенно это касается тех из них, кто ради колдовской силы добровольно обзавелся подселенцами из Ино и удосужился умереть до истечения срока договора с духами.
При всем разнообразии «заложных» покойников народ убежден, что им присущи некоторые общие характеристики.
Прежде всего-все они «нечистые», то есть потенциально опасные и вредные для живых.
Все-даже хорошие при жизни люди, судьба которых оказалась трагической.
Все они умерли «не своей смертью» и не прожили положенных им лет. А прожить им их все же приходится, уже в новом своем жалком «недоумершем» состоянии.
Причем живут они близко к людям-на месте своей несчастной смерти или на месте своей могилы(с обоими они имеют неразрывную связь)
Если член семьи повесился в доме-до истечения своего срока он дом не оставит. А мертвые, находясь рядом с живыми, не могу не тянуть из них энергию, как огонь не может не жечь. Даже если они сами этого не желают и не испытывают обиды на живых за свой удел.
Однако подобное среди «заложных» редкость.
Чаще даже те, кто погиб по причине несчастного случая, испытывают зависть, а со временем –и злобу на окружающих людей, живущих полнокровной жизнью, в то время, как они вынуждены влачить жалкое существование.
А представляете, как бесится удавленник, когда увидит, как проблема, из-за которой он полез в петлю, вскоре благополучно разрешилась буквально сама собой?
Потому обычно «заложные» приносят с собой беды, несчастья, болезни и даже смерть.
Те, кто ютится у своих заброшенных могил, любят пугать неосторожных путников, не бросивших на место их погребения, проходя мимо, ветку или какое-либо другое приношение. Цель здесь одна-опять же выпить у запуганного побольше энергии. А то и крови)
Далее-«заложных» не принимает земля.
Это говорит о том, что таким покойникам в земле лежать «беспокойно», поскольку рано, и они вынуждены бродить по ее поверхности-в духовном, а то и в материальном облике(есть немало фольклорных свидетельств у того же Зеленина, что мертвые тела «заложных» земля исторгает из себя; захороненные, они вновь оказываются снаружи). Но даже находясь в земле, такие тела практически не гниют, не подвергаются тлену по причине тяжких грехов.
Как следствие того, что «заложные» покойники вынуждены «доживать» остаток жизни в новом состоянии, существует поверье о том, что они по-прежнему нуждаются в том, в чем нуждались при жизни : пища, питье, одежда, даже развлечения.
Все это они стремятся получить любыми способами, и когда не могут-злятся и лютуют еще пуще. При этом обычные, мирные покойники вполне довольствуются символизмом сезонных обрядовых поминовений.
Еще одна важная характеристика «заложных»-все источники едины во мнении насчет того, что их запрещено хоронить в освященной земле кладбищ.
Местом их «беспокойного» упокоения являются пустыри, овраги, буераки, болота, топи, леса и прочие «нечистые» пределы, либо хотя бы за оградой погоста.
Данное правило уже много лет практически нигде не соблюдается, что, по сути, может являться причиной весьма негативных последствий.
Считалось, что захоронение «заложных» на кладбище оскорбляет обычных покойников-предков, и общая энергетика погоста все больше пропитывается негативом.
Сами же «заложные» получают таким образом усиление своих вредоносных воздействий, следствием чего являются различные бедствия и эпидемии.
К примеру, опойцы по народной традиции, даже лежа в могиле, не оставляют сгубившей их страсти и «сосут» влагу из земли, вызывая засуху.
В ряде источников приводятся данные, что «заложных» вообще не стоит хоронить в земле, ничего хорошего от этого не бывает.
По причине своей несчастной, а то и греховной смерти «заложные» традиционно являются легкой добычей нечистой силы.
Видимо для того, чтобы ускорить неизбежное, их хоронили в местах, неразрывно связанных в народных представлениях с нечистью. Проклятье родителей также отдает свою жертву в лапы духов.
Вот только всегда ли в таких случаях речь идет о духах как сущностях безусловно негативных?
В отношении части «заложных», особенно самоубийц-зачастую да, речь идет о тех, кого принято называть бесами и чертями.
Но во многих быличках проклятый и «заложный» человек становится вихрем, лешим, русалкой.
До того, как христианство низвело природу до «твари» и демонизировало духов-Хозяев и стихийных духов, вполне возможно, что люди помнили, что на «заложных» могут претендовать и они.
Такой пример можно увидеть в народном образе русалки.
Сам Зеленин категорично связывает русалку лишь с «заложной» девушкой-утопленницей.
За это его критикует академик Н.И. Толстой, небезосновательно утверждая, что первичный образ русалки-водяницы восходит все-таки к духам воды.
Почему русалки, «начиная» свою историю духами, позже выродились в народных поверьях в обычных утопленниц?
Что, если никакого противоречия здесь вообще нет?
У Зеленина прямо говорится, что если девушка бросилась с горя в воду, ее «подхватывают» русалки и делают себе подобной.
Возможно, речь идет о вселении и своеобразном «симбиозе» в данном случае водных духов с «заложными».
Духи предоставляют «заложному» шанс существовать даже дольше, чем отрезок его «непрожитой» жизни, делятся с ним своими возможностями.
«Заложный» же дает духам также нечто очень важное, позволяющее им действовать даже за пределами родной стихии-плоть.
Русалки в поверьях-существа весьма материальные, они с шумом плещутся в воде, способны выходить на землю, танцевать, бегать и щекотать своих жертв.
Причина же того, почему «материальность» русалок и их прогулки после Русальной недели практически сходят на нет, можно объяснить тем, что после Семика и поминовения «заложных» последние теряют активность и уже мало подходят для более-менее серьезной их эксплуатации.
В любом случае, внятных обрядов поминовения «заложных» в преддверии купальских праздников в современной языческой традиции весьма и весьма немного.
А потому ниже предлагаем вашему вниманию примерный уряд поминального обряда для «заложных» на Семик.
Конкретно этот вариант общий. В каждом роду было множество "заложных" о которых и о причине смерти которых мы не знаем. Вот для неизвестных нам и сделан данный обряд. Если же и еще кого чужого помянем-в том плохого нет. Если же нам известны такие люди в нашем роду-можно провести что-то вроде малого поминовения на их могилах-это уже будет адресно. И ямку небольшую для даров, вырыть уже в могильном холме, если это возможно.
Проводить обряд следует на пограничном месте: кромке леса, краю крутого оврага, окраине болота, на рубеже полей либо на перекрестке грунтовых дорог. И только с ведающими людьми! Обычным мирским людям лезть в род не нужно!!!
Выбирать для этого абстрактно взятую могилу неродного вам «заложного» покойника вряд ли стоит: они-народ своеобразный, вполне возможно, что хозяин могилы не пожелает делиться приношениями с остальными, кого вы позовете, и из такого конфликта хорошего не будет.
Время проведения-на закате, чтобы по завершении и Солнце зашло.
Встаем лицом на запад.
Роем в земле вытянутую яму в форме могилы, но, конечно, не в натуральную величину и глубину.
Защищаем себя оберегами, поскольку круг не замыкаем.
Для требы берем блины, вареные яйца, которые можно окрасить по традиции в желтый цвет, кисель, питье спиртное(можно вино), элемент одежды(например, рубаху).
С противоположной стороны ямы от вас, к западу разжигаем небольшой костер или ставим зажженную свечу.
Неплохо выдержать перед обрядом хотя бы дневной, а лучше трехдневный пост.
Обряд начинаем с зажигания огня.
Поворотившись троекратно вокруг своей оси противосолонь, кладем трижды поклон на запад и речем :
Велесе Хладный, Кощный, Закрадный
Шалых духов Пастырь, все еси в Твоей власти!
Благослови, Вещий, помин содеять честный
По тем, кто покоя не нашел
В Ино поперед срока ушел
Буди мне оберегом, Навий Владыка
Охрани от вольного да невольного лиха!
Гой!
Вновь поклон трижды кладем и речем :
Стану аз(имярек) Велесу Кощному поклонясь
Богам Навьим покорясь
На Кромке в месте сем к закату лицом
Сам Вещий за моей спиной
Хранит меня да володеет мной!
Коло противосолонь оборочусь
Чуром зачураюсь : Чур! Чур! Чур!
Волей Велесовой заклинаю
Духов страждущих ко тризне созываю :
Услышьте меня, до срока в Ино ушедшие,
Не своей смертью умершие,
Услышьте меня, оружьем убитые!
Услышьте меня, громом пораженные!
Услышьте меня, с высоты павшие!
Услышьте меня, в водах утопшие!
Услышьте меня, во огне спаленные!
Услышьте меня, твердью земной умерщвленные!
Услышьте меня, вихрем унесенные!
Услышьте меня, от мраза сгибшие!
Услышьте меня, во лесу заблудшие!
Услышьте меня, зверями поеденные!
Услышьте меня, зельем отравленные!
Услышьте меня, мором изведенные!
Услышьте меня, без вести пропавшие!
Услышьте меня, родными проклятые!
Услышьте меня, руки на себя наложившие!
Здесь ваш помин, здесь ваша тризна!
Кто из вас мерзнет-у огня согрейтесь!
Кто из вас алчет-насытитесь! (бросаем в яму блины и яйца)
Кто из вас жаждет-испейте!(льем вино)
Кто из вас наг-оденьтесь!(бросаем рубаху)
Кто из вас не погребен-погребены будьте!(бросаем горсть земли)
Кто из вас гневен-утишитесь!
Кто из вас лихо деет-умилостивьтесь!
Кто из вас покоя не знает-упокойтесь!
Кто из вас позабыт-помянуты будьте!
То не я говорю, то сам Велес говорит!
Его слово свято слушайте
Согрейтесь, оденьтесь да покушайте!
Да в уделы свои возвращайтесь,
Вещему в винах своих покайтесь!
Да будет по сему!
Гой!
Еще раз поклон кладем. Речем :
Како Солнце Красное за горизонт закатит-
Тако духов всех с собой назад во Ино захватит!
А за мною вам ходу нет
Надо мною вам власти нет!
Мне Велесе Бог-оберег от всех бед!
Да будет по сему!
Гой!
Лучше, если к тому времени Солнце как раз садиться будет. Трижды поворачиваемся посолонь, речем :
Коло посолонь оборочусь,
Ко востоку ликом повернусь.
Кромку Инову покидаю,
Аз(имярек) себя в Явь ворочаю!
Гой!
Собираем скарб и уходим, не оглядываясь. По дороге домой на трех перекрестках повернуть по Солнцу, прежде чем дойдете. Дома принять ванну с морской солью или душ.
Е. Вуковой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев