село Журавлиха было основано в 1767 году 1 раскольниками, приехавшими на Иргиз, после призыва императрицы Екатерины IIПомимо старообрядцев в Журавлихе также обосновались православные крестьяне-переселенцы, старанием которых в 1799 году была построена холодная деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы3. В штат причта вошли священник, диакон, дьячок и пономарь4. Православных жителей в 1837 году в Журавлихе насчитывалось 304 мужчины и 345 женщин (92 домохозяйства), раскольников поповского толка – 336 мужчин и 380 женщин (88 домохозяйств)5. В середине XIX века после появления Белокриницкой иерархии её священство приняло большинство раскольников Журавлихи6. По данным 1859 года в селе насчитывалось 260 дворов, 844 мужчины и 1011 женщин. Через Журавлиху проходил просёлочный тракт из Николаевска в Самару, административно село входило в 3-й стан7 и Ивановскую волость Николаевского уезда Самарской губернии8. В 1868 году священник Парнасов на кухне своего дома открыл первую в селе домашнюю школу грамоты. Примерно через два года после этого крестьянин из Московской губернии Романов, проживавший в Журавлихе, пожертвовал под школу свой дом, который был перенесён к церкви. В 1885 году школа обрела официальный статус церковно-приходской9. В 1886 году обветшавшая Троицкая церковь была отреставрирована и распространена на средства прихожан3. Обновлённое здание было также деревянным, тёплым, имело колокольню и придел во имя Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Внутри храм был выкрашен масляными красками, церковная территория была окружена деревянной оградой10. При храме работала библиотека, в штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в общественных домах3. У местных раскольников своей церкви не было, а открытие крестьянином Дерковым в середине 1880-х годов старообрядческой молельни закончилось конфронтацией с господствующей церковью и властью11. По статистическим сведениям 1890 года в Журавлихе насчитывалось 395 дворов, 1063 мужчины и 1086 женщин. Грамотными были 194 мужчины и 107 женщин, в школе учились 59 мальчиков и 13 девочек. Крестьяне возделывали глинистый чернозём, ржи выращивали почти вдвое больше пшеницы. Рабочих лошадей держали 1105, жеребят – 215, волов – 299, коров – 626, телят – 707, овец – 3362, свиней – 311. Пасек в селе было семь (всего 86 ульев), садов – 92, торгово-промышленных заведений работало 25. Из жилых построек 389 были из дерева, шесть – из сырцового кирпича, также имелось 11 землянок2. В 1897 году число старообрядцев в селе составляло 1278 человек6. У наиболее многочисленной общины Австрийского толка в 1898 году появилась своя моленная, которая разместилась в специально отреставрированном старом деревянном доме12. Помимо белокриничников в то время в Журавлихе было также распространено Часовенное согласие6. В 1910 году в селе в 420 домохозяйствах проживали 1208 мужчин и 1263 женщиныРаботали православная церковь и приходская школа, 11 ветряных и одна водяная мельница, базары собирались по субботам. Удобной надельной земли у крестьян было 6866 десятин, неудобной – 17458. Православных жителей в 1913 году насчитывалось 1155, беспоповцев – 1138, раскольников Австрийского толка – 503, беглопоповцев – 8610. В 1913–1914 годах был разработан и утверждён проект новой деревянной старообрядческой (белокриницкой) церкви (моленной), строительство которой велось под руководством видного самарского архитектора З. В. Клейнермана и было завершено в 1916 году13. В 1916–1917 годах в Журавлихе (у окраины села, на общественном выгоне) крестьянином А. С. Александровым была построена механическая мельница с нефтяным двигателемС приходом Советской власти в 1918 году Журавлиху сделали центром новой Журавлихинской волости. На тот момент в селе проживали 1490 мужчин и 1555 женщин. У крестьян было 624 лошади, 47 верблюдов, 204 телеги, 160 плугов, 370 борон и 36 рядовок15. После начала гражданской войны Журавлиха оказалась в эпицентре событий. Утром 10 августа 1918 года село было занято отрядом белочехов до 1,5 тысяч штыков с артиллерией, воевавшим на этом направлении с чапаевскими дивизиями16. Военное положение накаляло обстановку в селе, нараставшее недовольство крестьян весной 1919 года вылилось в бунт, в ходе которого было сожжено здание волисполкома. Симпатизировавшие Советам крестьяне к 1920 году объединились в коммуны "Журавлихинская" (7 хозяйств, 42 человека) и "Чапаевская" (6 хозяйств, 37 человек)15. В январе 1921 года в Журавлихе произошло новое антисоветское восстание, жертвами которого пали пять местных партийных работников и один милиционер. 8 марта того же года через село с боем прошла банда Попова (Вакулина), которая, понеся большие потери, отступила частью на Горелый Гай, а другой частью – на юго-восток17. Погибшие в этом сражении красные партизаны были похоронены в братской могиле, которую в советские годы украшал памятник. В 1923 году Журавлихинская волость была расформирована, и село вернулось в состав Ивановской волости18. Вместо церковно-приходской школы в Журавлихе открылась школа 1-й ступени19. С началом коллективизации в селе (вместе с окрестными хуторами) были созданы колхозы имени Ленина, имени Молотова и имени Ворошилова15. Православная и старообрядческая церкви были закрыты и впоследствии разрушены. Во второй половине XX века жители села постепенно уезжали работать в более перспективные хозяйства, и к концу советской эпохи от Журавлихи остался лишь небольшой населённый пункт Ивановского сельсовета.В настоящее время село окончательно опустело и находится на грани исчезновения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев