12 ч. · Это видят: Доступно всем
3. По мотивам прочитанного: прямиком в тартарары
Поколения, сызмальства приученные считать знания - силой, выработали в себе привычку стоять навытяжку перед всевозможными «храмами знаний»: вузами, университетами, даже простыми школами. Однако слепое преклонение перед обитателями этих чертогов разума чревато, ведь главными знаниями в образовательных учреждениях являются сведения, получаемые от начальства. Это частный и, возможно, не самый тяжелый случай, когда декларируемая в латвийской образовательной системе языковая проблема, призванная сохранять, защищать и развивать латышский язык, превратилась в проблему говорения: не (совсем) простого, но зловредного сотрясения воздуха. По большому счету, стремясь доказать свою значимость, люди не стесняются демонстрировать свое всепонимание и всезнайство: уверенно и без зазрения совести рассуждают на любые темы, не разбираясь в них; оценивают, спорят, советуют, отдают распоряжения и приказы. И, как апогей идиотизма, устраиваются на работу, понятия не имея о результатах предстоящей деятельности, но лишь для того, чтобы исполнять инструкции и указания. Когда все это приветствуется, принимает массовый характер и считается нормой, знания становятся особой силой - нечестивой, проваливая своих носителей в тартарары. Те там так и живут в собственном и чужом бреду от пятницы до пятницы. Хотя на самом деле - здесь, по существу - в беспамятстве.
Х Х Х
Самостоятельно вырваться из удручающей жизненной атмосферы не каждому дано, а ждать заказа на разработку специальных методик в нынешней ситуации - бесполезно. Смею предположить, что исходным моментом избавления является признание того, что «этот мир представляет собой то, что находится вне человеческого понимания...». При этом необходимо проявить скромность и смириться со следующими допущениями, признав, что: человеческие возможности и силы ограничены; человеческое в человеке очень хрупко; совершение им ошибок - неизбежно и др. Однако, эти нормальные (естественные) состояния в нашей культуре не приветствуются: люди стыдятся своих слабостей и стараются их скрыть, прячутся за бравадой, ложной эрудицией и др. Даже спорт, взятый как потребность видеть ребенка сильным и здоровым, многими рассматривается как попытка нахождения противоядия от человеческой беспомощности (а не прославление удали и отваги физического самосовершенствования). Не корректная маскировка своих естественных слабостей автоматически актуализирует в человеке страх и тревогу - быть разоблаченным (с необратимыми последствиями - зависть, стыд, деструктивные действия и др.). Таким образом, подменяя естественные человеческие состояния искусственными новообразованиями, размывая границы возможностей человеческого познания, нечестивцы тем самым «с успехом» подменяют истинные критерии профессионализма на ложные, без зазрения совести посягая на качество жизни (и здоровье в том числе). В сфере образования это наглядно проявляется, когда, например, практика ведения учетно-отчетной документации становится более значимой и важной, чем установление нормальных человеческих взаимоотношений между детьми, родителями и учителями.
Х Х Х
Человеческий организм (тело) поддается измерениям, как говорится, вдоль и поперек; так же не составляет особого труда определить параметры овладения индивидом всевозможными знаниями, навыками и умениями. Однако взятый в целом, то есть рассматриваемый еще и как личность, человек «не берется» наукой - есть в нем нечто не от мира сего. Именно поэтому «специалисты» не считают деятельность по обучению и воспитанию детей плодотворной, то есть научно обоснованной - отсюда стремятся унизить престиж профессии. Это, однако, не должно являться поводом к апатии, пессимизму, бездействию. Поскольку результаты обучения и воспитания всегда явлены, вполне возможно опытным путем определить качество случившегося взаимодействия и общения: делать выводы. Когда не определены и не зафиксированы педагогические цели развития детей, всегда возникают споры о пользе изучения тех или иных учебных предметов - какие из них важные, какие не очень. Между тем, развитие учащихся, изменения в их формировании, взрослении или становлении (как хотите, так и называйте) происходит всегда безотносительно к тому, важными или не важными считают взрослые изучаемые ими предметы. Все дело в мастерстве учителя вызвать нужную активность самого ученика, связанную с проявлением и формированием положительных черт характера. А это уже - педагогическое искусство. И потому, все стоящие в расписании уроки - важные в равной степени (прошу не путать важность соответствия учебных предметов интересам, потребностям и способностям конкретных детей: это из другой «оперы»).
Помнится, как в начальных классах мы пользовались перьевыми ручками-макалками, выписывая в специальных прописях на уроках чистописания всевозможные линии и закорючки с нажимом и без (перо №11 со звездочкой). До сих пор помню, как приходилось переписывать строчки по нескольку раз дома или в школе, если взрослые были не удовлетворены качеством учебной работы. Сейчас вряд ли устоявшийся почерком могу гордиться (пишу, как курица лапой), но уверен, если бы у меня не было тех уроков чистописания, я на клавиатуре своего компьютера в данный момент набирал бы другие слова, составлял бы иные предложения. А на возражение: мол, нет для этого утверждения научных доказательств, отвечу оппоненту, что и у вас отсутствуют доказательства, противоречащие моему убеждению.
Современная школьная практика вполне удовлетворена тем, что «кнута и пряника» хватает для достижения результата. Спрашивается: какого результата? Но оказывается, это-то и не спрашивается: государственный заказа на определение цели педагогической деятельности нигде не просматривается.
Много раз в научном труде Б. Килборна упоминается Зигмунд Фрейд, так что считаю вполне правомерным прислушаться к его мнению по этому вопросу.
В свободном доступе по интернету гуляет заметка «3 типа людей по Фрейду, с которыми лучше держать дистанцию и не сближаться». Он (в частности) там вслух заявляет о «зрелости человека» и ответственности людей как за возникновение, так и улаживание конфликтов. Это ли не педагогическая проблематика?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев