2 часть.
Использовал фотографии Дениса Аленина и Натальи Завьяловой.
Из книги "Лебединая песня моего сердца":
«Самым уважаемым хозяином был Иванов по прозвищу Плока. Мужик был крутой, смелый, сильный, талантливый и сметливый, жизнью и светом научен, за что признавали его по всей округе. Ивановы из породы жилистых, гужи из них крути, не порвёшь. Он стоял за порядок, за твердую жизнь, за собственную землю, за собственный кирпичный завод. Заводик стоял в 300 м от дороги. Здесь делали кирпич для всей округи.
Мельница стояла в начале деревни под домом В. Долбакова. Плотником высочайшего класса считался В. Долбаков. Все барки, ушедшие от Ужуги, Денюгина, Дупленихи в Нижний Новгород сделаны при его участии.
В быту по зимам требовались санки: дрова привезти, бельё вывезти на речку полоскать, да и детворе с гор покататься… Мастерил их спокойный и рассудительный Н. Я. Клюшечкин. Даже из Княгинина заказывали.
Печи клал Г. Спротин. Интересно, что в этой деревне до 1960-х годов было мало бань. В русских печах мылись все поголовно.
Липовые и берёзовые лапти плели почти все в деревне. А женщины осенью и зимой занимались ткачеством. Красивейшие половики ткала Мария Ширяева.
В этой деревне я видывал рациональный колодец. Ниже дома В. Долбакова (к речке) родник заключен в сруб более полсотни лет назад с окном для выхода излишней воды выше земли. Сколько раз люди говорили: Пьешь из него - не можешь напиться». Брали эту воду с собой на сенокос. Говорят, даже лечили глаза. Дед Василий постоянно прокашивал к колодцу дорожку. Здесь у него и коса висела в берестяном чехле, махал ею как тросточкой, несмотря на преклонные годы. Ходил в белых просторных портках и рубахе, в лапотках…
Интересно проходили свадьбы. Вот описание одной свадьбы у Иосифа Трефилова:
"Тащили кашу из печи. Перекинули через переборку веревку и подали её в руки вдоль стола.
Застонала изба… Раскачиваясь в едином ритме, все тянули верёвку и пели «Дубинушку».
«Взяли - и, ещё раз», - визгливо подбадривал дружка Иван Брызгалов.
«Сама идёт! Пошла-а-а-а!» старались перекричать дружку бабы на свадьбе.
Каша была ячневая, крутая, с душистым льняным маслом, янтарным озерком, которое кипело в середине чашки. Ничего не могло быть вкусней и сытнее такой каши.
Все принялись вызывать молодую. Пусть покажет гостям свою стать.
Мария собиралась с духом, перебирала руками носовой платок. Дед с полатей выкрикивал: «Оська, можа, ты, невесту хромую берёшь?»
Хочешь, не хочешь, а плясать придётся, не отступятся. Встала она из-за стола, подбоченясь левой рукой, прошла по кругу, вздрогнула плечами, выбивая частую дробь каблучками, а потом и вприсядку - пружинисто, легко. Затем в круг сбились в обнимку парни и принялись дубасить с духом, перебирала руками носовой платок. Дед с половицы, посуда на столах подпрыгивала, изба ходила ходуном.
Свадьба!
Чувство фантазии при лепке каравая: по краям сидят голубки с крылышками, клювиками, глазками, в центре крепость (трубчатый каравай), украшен сухой калиной, подают гостю кусок каравая, он кладёт деньгу.
Мать жениха - Устинья пожелала: «Пусть жизнь ваша будет долгой, счастье обильным, согласие крепким. К Господу-Создателю нашему будьте почтительны, к людям милостивы и благосклонны».
Затем добавила торжественно: «Понапрасну не опозорь, не осрами, ревновать в чём-тот дурном, подозревать не будешь и даже пальцем не тронешь. Клянись в этом трижды!»
Иосиф: «Жену словом не обижу, руки на неё не подниму, клянусь, клянусь, клянусь! ». В ладу и согласии прожили Иосиф Макарович co своей женой Марией…»
Сейчас от деревни Хапово осталось около десятка изб. Пожар, случившийся несколько лет назад, уничтожил большую часть домов старой деревни.
Тут жили:
- Долбаковы,
- Крутиковы,
- Соколовы,
- Хватовы,
- Клюшечкины,
- Ивановы,
- Белокуровы,
- Комаровы,
- Голубевы,
- Лапаковы,
- Репины,
- Ширяевы,
- Цветковы,
- Шипалетовы.
Особенно много было Белокуровых и Голубевых.
Почти всех деревенских звали по прозвищам.
К прозвищам в Хапове совершенно случайно приложил свою руку и Ефим Честняков. От Шаблова до Хапова всего каких-то 4 км.
Ефим ходил туда часто, проведывал свою тетушку Федосью, сестру матери. Toгда, в 1930 гг., она была уже очень пожилой и жила в семье сына Владимира.
Деревенские вспоминают, как на праздники он с ребятами сказку разыгрывал про Фота, Федея, Ягую бабу и Чивилюшку.
Только хаповские называли Чивилюшку по-своему, по-хаповски, то есть «Цивилюшко».
Так вот, выбрал Ефим для роли Цивилюшки Васю Иванова: «Садись, - говорит,- Цивилюшко, выглядывай из окошечка».
Да так и пошло с тех пор: «Васька Цивиль, да Васька Цивиль»….
С полей Великой Отечественной войны в Хапово не вернулось 43 человека. Домой не пришли и Колька Булошник (Белокуров Николай), и Стопцов Яков, по прозвищу Якутик, и Крутиков Василий, в народе просто Вава.
Не пощадила пуля и Ленина, как величали Павла Белокурова (очень умный был, по мнению сельчан). И многие-многие другие жители Хапово уже никогда не увидели своих родных и свою деревню.
Не вернулся с войны и муж Галины Михайловны Соколовой. Свадьбу с Павлом Cоколовым сыграли они 27 июня 1941 г. Вскорости его отправили на фронт.
В ноябре 1941 г. он пропал без вести. У Галины родился сын, но Павел так и не узнал радостной вести…
Рассказывают, что жили в деревне Хапово супруги Иван Иавнович (1900 г. р.) и Марья Савельевна (1903 г. р.).
Когда Иван молодым был , славником слыл: одевался в красивые рубашки, был ловким, умелым, подтянутым. Пошутить любил, уж за словом в корман не полезет. А где поют да пляшут - первый.
Высватал дочь Марию у Савелия. Дородную, кареглазую красавицу Марию.
Всю жизнь жалел, на колхозные работы не отпускал, считал, что и по дому работы ей хватает. Берег.
А сам выполнял в колхозе разные работы: и сено возил, и другой фураж. И в посевной компании участвовал, и на уборке урожая.
И на пенсии сторожем на ферме работал, там на работе и умер в 1979 г.
А было у них две дочери-красавицы - Галина и Анна.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8