советский актер театра и кино, Народный артист СССР
Олег Иванович Борисов родился 8 ноября 1929 года в поселке Яковлевский (ныне — Приволжск Ивановской области). В 1951 году окончил Школу-студию МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1964 уехал в Ленинград, и до 1983 служил в ГАБДТ им. М.Горького. С 1984 по 1990 был актёром во МХАТе, в 1989-1990 – ЦАТСА, а с 1991 руководил созданным им самим театром «Антреприза Олега Борисова» в Москве.
Это короткое перечисление театров – лишь вехи на творческом пути артиста.
А он был Артистом с большой буквы – тонким, умным, думающим, но с очень непростым характером – подстраиваться ни под кого он не желал, постигая жизнь серьезной внутренней работой.
Зато семья у него была крепкая и дружная. Они прожили с супругой Аллой сорок лет семейной жизни, воспитали сына, который пошел по творческому пути, и жена никогда не считала характер Олега Ивановича трудным .
Борисов был закрыт и замкнут для праздных мероприятий, для общественной жизни и предельно открыт для семьи, друзей и того круга занятий, который был ему интересен.
Его театральная судьба свела его с сильными режиссерами – Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым – однако, их творческое взаимодействие было непростым. Борисов играл немного и не всегда то, что хотел играть.
Несмотря на богатую фильмографию – около 60 фильмов – кино и телевидение не до конца его удовлетворяли.
Был несомненный успех фильма «За двумя зайцами» – но его не удавалось повторить.
Был эффектный инженер Гарин, но «Крах» этого самого инженера стал крахом посредственного фильма.
Были отдельные роли в картинах Вадима Абдрашитова, выразительный многоплановый Рафферти в одноименном телефильме, белогвардейский следователь Соболевский в «Рассказе о простой вещи».
Пожалуй, один из самых удачных его фильмов «По главной улице с оркестром» Петра Тодоровского. Одинокий, никем не понятый герой, живущий странно, с горькой усмешкой на устах, был близок актеру и выразителен.
Друзей у Олега Ивановича было немного, среди них украинские футболисты Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Благодаря им Олег Борисов полюбил футбол, а они полюбили театр.
Народный артист СССР и Украины, лауреат многих государственных, театральных и кинематографических премий
Олег Борисов: интересные факты из жизни и творчества актёра, в том числе и то, что его перепутали в роддоме
Для Советского Союза 1961 был по-настоящему выдающимся. Кроме победы в «космической гонке» в этот год вышло множество прекрасных кинолент. Киевская киностудия имени Довженко представила комедию «За двумя зайцами», которая изначально была снята на украинском языке. Однако успех фильма был настолько феерическим, что актёры озвучили его и на русском языке, и сюжет покорил практически всех советских зрителей.
Роль хитрого пройдохи Свирида Голохвостого (в ряде источников Голохвастого), решившего поправить своё материальное положение благодаря женитьбе, блистательно сыграл актёр Олег Борисов. Казалось бы, всё складывалось удачно, но судьба актёра больше напоминала аттракцион с крутыми горками.
Фильм «На войне как на войне»
Курьёз из раннего детства
Жизнь будущего артиста началась с необычного происшествия. Когда мама и младенец вернулись из роддома, оказалось, что ей вместо сына отдали чью-то чужую дочку.
Надо ли говорить, что женщина была в шоке, и помчалась в роддом, чтобы вернуть себе родного ребёнка.
После долгих уговоров, демонстрации документов и слёз несчастной выдали мальчика, но предупредили, что больше на обмен не пойдут.
Тестов ДНК в 1929 не было, да и потом семья не проверяла, родной ли мальчик им «достался».
Тёзка принца
По документам актёр — Альберт Иванович Борисов. Оригинальное имя дала мальчику его мама, которая была поражена визитом бельгийского монарха Альберта I. Впрочем, родственники и друзья довольно быстро «переименовали» мальчика в Алика. В институте парня стали называть Олегом. Это имя и указано в титрах фильмов, в которых сыграл артист.
Появление тяги к искусству
Отец актёра работал в сельскохозяйственном техникуме, мама была агрономом, но занималась в самодеятельности.
Отправляясь в кружок, женщина брала сыновей, Олега и Льва, с собой. Оба мальчика были очарованы миром театра.
Судьбоносный выбор
Однако Олег актёром становиться не собирался. Вместе с одноклассниками он собирался поступать в Институт Востоковедения, но случайно нашёл книгу «Беседы К.С. Станиславского», и внезапно без проблем прошёл экзамены в школу-студию при МХАТ. Парень учился на курсе Александра Карева, в 1951 получил диплом.
«Город зажигает огни»
Разочарование, обернувшееся счастьем
Олега считали одним из главных претендентов на место в труппе МХАТа, но неожиданно вместо него выбрали другого выпускника.
Борисов, конечно был расстроен. По распределению он отправился в Киевский театр имени Леси Украинки, и это стало поворотным моментом в судьбе. В гримёрке партнёрши актёр увидел фотоснимок её подруги. Незнакомкой, которая понравилась Олегу, оказалась Алла Латынской, дочь экс-директора театра.
Через 3 года влюбленные поженились, в 1956 у них родился сын Юра. Позже Борисов написал в дневнике, что нашёл в Киеве клад. Алла стала его единственной любовью.
Кадр из фильма Крах инженера Гарина. Премьера фильма состоялась в 1973 году.
Главная роль в карьере
Сниматься в кино Борисов начал с 1955. С ролями он справлялся замечательно, но его персонажи были второстепенными:
Сергей из «Город зажигает огни», Юрко из «Черноморочки»,
Илья из «Балтийского неба». Лишь в 1961 удача повернулась к актёру лицом.
«Балтийское небо»
Сценарист и режиссёр фильма «За двумя зайцами» Виктор Иванов хотел в роли «брачного афериста» Свирида Петровича снимать Юрия Тимошенко (Тарапуньку) или Николая Гриценко, но эти претенденты отказались из-за занятости.
Олег Борисов в то время служил в Театре русской драмы, и приглашение прийти на пробы принял. Вот только режиссёра кандидатура «салабона», как он за глаза называл не очень ещё опытного актёра, не устраивала. Однако когда Борисов нарядился в костюм и ему нанесли грим, стало очевидно — нагловатый пройдоха найден!
«За двумя зайцами»
Принципиальность, стоившая знаковых ролей
Олег Борисов никогда не подстраивался под режиссёров, и, выстраивая образ персонажей, глубоко прорабатывал роль, и не боялся спорить. Из-за своей принципиальности актёр на съёмках фильма «26 дней из жизни Достоевского» поссорился с Александром Захри.
Этот скандал стоил Борисову не только роли русского писателя.
На несколько лет ему запретили участвовать в кино, и была упущена роль в трагикомедии Никиты Михалкова.
Олег Иванович Борисов умер от лейкемии 28 апреля 1994 года в Москве на 65-м году жизни.
Десять лет он выходил на сцену, будучи смертельно больным.
Он реализовал свой талант, не растрачивая его на пустяки.
ОЛЕГ БОРИСОВ. ЦИТАТЫ и АФОРИЗМЫ... - Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижётся под одну гребёнку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплёвывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию... - Кто-то сказал: «Книги не только читать надо, но их иметь надо». Сущая правда. Одно дело – Публичная библиотека, другое – когда ты в этой атмосфере варишься! Человек, собравший дома библиотеку и пусть даже не открывший всех книг, – счастливый человек. - Память — удивительная вещь. Когда начинаешь в ней копаться, возникает чувство, будто ты слазил на антресоли. - — Что в Вас остается от сыгранных, точнее, пережитых ролей? — Память, опыт, которые актёр должен уметь… забывать, отбрасывать, уничтожать, чтобы каждый раз начинать заново. Если мы будем пользоваться накопленным багажом, ничего, кроме штампов, не родится. Мы стараемся никогда ничего не повторять. Наша профессия – это способность каждый раз сжигать себя и заново возрождаться. — ...ЕщёОЛЕГ БОРИСОВ. ЦИТАТЫ и АФОРИЗМЫ... - Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижётся под одну гребёнку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплёвывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию... - Кто-то сказал: «Книги не только читать надо, но их иметь надо». Сущая правда. Одно дело – Публичная библиотека, другое – когда ты в этой атмосфере варишься! Человек, собравший дома библиотеку и пусть даже не открывший всех книг, – счастливый человек. - Память — удивительная вещь. Когда начинаешь в ней копаться, возникает чувство, будто ты слазил на антресоли. - — Что в Вас остается от сыгранных, точнее, пережитых ролей? — Память, опыт, которые актёр должен уметь… забывать, отбрасывать, уничтожать, чтобы каждый раз начинать заново. Если мы будем пользоваться накопленным багажом, ничего, кроме штампов, не родится. Мы стараемся никогда ничего не повторять. Наша профессия – это способность каждый раз сжигать себя и заново возрождаться. — Какое человеческое проявление вы ненавидите больше всего? — Зависть. Это социальное зло. Вот вырыл человек колодец, а сосед негодует: нет чтобы, как я, пить хлорированную воду из водопровода – норовит чистенькую пить, свеженькую! Я вам сейчас нарисовал простейшую схему зависти, но она пребывает и в более изощрённой, гипертрофированной форме, отравляя жизнь тех, кто просто лучше работает. - Талант играет всегда решающую роль. Но когда ему закрывают дорогу, на первый план выходит везение. - Профессия актёра отличается от других тем, что, проживая свою одну жизнь, проживаешь много сценических, экранных жизней. Что этому помогает? Опыт, знания, наблюдения, интуиция, общение с людьми, книги… Всего не перечислить. - — Как вы оцениваете ваш характер? — Непростой. Люблю к истине приходить через отрицание. Ни в какой степени не допускаю унижения человеческого достоинства. Резко реагирую на несправедливость, поэтому замкнут. - Разве правильно говорить: он и курицы не обидит? Во-первых, никогда не видел обиженной курицы, а во-вторых, обиды – это не самое хорошее наше свойство. Лучше не обижаться, а прощать, или уходить (это мой путь). Но это понимаешь с годами… - Есть только одна цель – вперёд! <...> Единственно верное движение – назад! Человек – это возвращение к истокам, к церковной свече, к четырехстопному ямбу, к первому греху, к зарождению жизни. Назад – к Пушкину, Данте, Сократу. К Богу… и тогда, может, будет.. вперёд...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5
ЦИТАТЫ и АФОРИЗМЫ...
- Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижётся под одну гребёнку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплёвывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию...
- Кто-то сказал: «Книги не только читать надо, но их иметь надо». Сущая правда. Одно дело – Публичная библиотека, другое – когда ты в этой атмосфере варишься! Человек, собравший дома библиотеку и пусть даже не открывший всех книг, – счастливый человек.
- Память — удивительная вещь. Когда начинаешь в ней копаться, возникает чувство, будто ты слазил на антресоли.
- — Что в Вас остается от сыгранных, точнее, пережитых ролей?
— Память, опыт, которые актёр должен уметь… забывать, отбрасывать, уничтожать, чтобы каждый раз начинать заново. Если мы будем пользоваться накопленным багажом, ничего, кроме штампов, не родится. Мы стараемся никогда ничего не повторять. Наша профессия – это способность каждый раз сжигать себя и заново возрождаться.
— ...ЕщёОЛЕГ БОРИСОВ.
ЦИТАТЫ и АФОРИЗМЫ...
- Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижётся под одну гребёнку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплёвывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию...
- Кто-то сказал: «Книги не только читать надо, но их иметь надо». Сущая правда. Одно дело – Публичная библиотека, другое – когда ты в этой атмосфере варишься! Человек, собравший дома библиотеку и пусть даже не открывший всех книг, – счастливый человек.
- Память — удивительная вещь. Когда начинаешь в ней копаться, возникает чувство, будто ты слазил на антресоли.
- — Что в Вас остается от сыгранных, точнее, пережитых ролей?
— Память, опыт, которые актёр должен уметь… забывать, отбрасывать, уничтожать, чтобы каждый раз начинать заново. Если мы будем пользоваться накопленным багажом, ничего, кроме штампов, не родится. Мы стараемся никогда ничего не повторять. Наша профессия – это способность каждый раз сжигать себя и заново возрождаться.
— Какое человеческое проявление вы ненавидите больше всего?
— Зависть. Это социальное зло. Вот вырыл человек колодец, а сосед негодует: нет чтобы, как я, пить хлорированную воду из водопровода – норовит чистенькую пить, свеженькую! Я вам сейчас нарисовал простейшую схему зависти, но она пребывает и в более изощрённой, гипертрофированной форме, отравляя жизнь тех, кто просто лучше работает.
- Талант играет всегда решающую роль. Но когда ему закрывают дорогу, на первый план выходит везение.
- Профессия актёра отличается от других тем, что, проживая свою одну жизнь, проживаешь много сценических, экранных жизней. Что этому помогает? Опыт, знания, наблюдения, интуиция, общение с людьми, книги… Всего не перечислить.
- — Как вы оцениваете ваш характер?
— Непростой. Люблю к истине приходить через отрицание. Ни в какой степени не допускаю унижения человеческого достоинства. Резко реагирую на несправедливость, поэтому замкнут.
- Разве правильно говорить: он и курицы не обидит? Во-первых, никогда не видел обиженной курицы,
а во-вторых, обиды – это не самое хорошее наше свойство. Лучше не обижаться, а прощать, или уходить (это мой путь). Но это понимаешь с годами…
- Есть только одна цель – вперёд! <...> Единственно верное движение – назад! Человек – это возвращение к истокам, к церковной свече, к четырехстопному ямбу, к первому греху, к зарождению жизни. Назад – к Пушкину, Данте, Сократу. К Богу… и тогда, может, будет.. вперёд...