__________________________________________________
Водородный двигатель, "Таинственный остров" и орден Красной Звезды
Кроме основных средств ПВО защита города от авиации противника обеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Заполненные водородом и поднятые на высоту от 2000 до 4500 метров гигантские резиновые «колбасы» не позволяли фашистским летчикам снижаться для прицельного бомбометания.
Аэростаты играли большую роль в контрбатарейной борьбе. Поднимающиеся на них летнабы вели воздушную разведку, уточняли позиции немецких батарей, их активность, корректировали огонь наших артиллеристов «на подавление» или «на уничтожение» фашистских орудий, начинавших обстрел города.
⚪ Рождение водородного двигателя
Через 25 — 30 дней работы аэростаты переставали держать высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. Поэтому аэростаты периодически опускали, стравливали «отработанный» водород и заправляли чистым. Только в 1941 году аэростаты поднимали 40.054 раза.
Вероятно, именно в это время младший техник-лейтенант ПВО Б. И.Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» (это не выдумка, заметки об этом сохранились в записках изобретателя). Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород.
Шелища осенила мысль: вот оно «топливо будущего», о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу!
Но водород опасен, Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов», дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным.
«Архимедово» решение 21 сентября 1941 года младший техник-лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: подавать «отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей». Он на свой страх и риск подготовил эксперимент и обратился к командиру полка за разрешением на его проведение.
Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной «гремучей» смеси он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. Когда все наконец получилось, приехали военачальники, убедились, что система работает нормально, и приказали за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего.
Мастерские трудились в три смены. В дальнейшем управление всеми аэростатами осуществлялось с водородных грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине, мгновенно заводясь даже на морозе.
И легковушка младшего техника-лейтенанта Шелища, на заднем сиденье которой лежали баллоны с водородом, ездила тоже исправно. В 1942 году необычный автомобиль демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады. При этом его двигатель проработал несколько часов в закрытом помещении. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух.
Стендовые испытания двигателя, работавшего без остановки 200 часов, показали, что его износ оказался ниже, чем при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, а в камерах сгорания не было и следов нагара.
За эту работу Б. И. Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. Были отмечены и его помощники. Изобретение было выдвинуто на соискание Сталинской премии 1942 года, но не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны, а позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись.
Бориса Исааковича командировали в Москву, его опыт использовали в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». И совершенно любопытный факт: во время войны было оформлено авторское свидетельство №64209 на изобретение. Таким образом был обеспечен приоритет страны в развитии энергетики будущего.
⚪ Гражданский подвиг Бориса Шелища
Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его проекта: 10 дней — и «водородными» стали 200 грузовиков. За всю войну из-за утечек водорода взорвался всего один грузовик из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов использовалось все, что было под руками: корпуса огнетушителей, водопроводные трубы…
по материалам: http://otryvki-voiny.livejournal.com/2091.html #блокада #БессмертныйЛенинград #БлокадаЛенинграда #великаяотечественнаявойна
#наука
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев