С Праздником, православные! Пусть Божия Матерь дарует нам Свою милость!
Факты о чудотворном образе из истории поэтапно👇
✅Церковное предание относит икону к числу написанных Евангелистом Лукой, однако, историки полагают, что это – вероятно, позднейший список с какой-то из икон Богородицы кисти св. Луки, созданный, вероятно, в XI в. В это же время икона могла попасть из Византии на Русь.
✅По другой версии образ мог быть написан русским мастером – возможно, по заказу блгв. Андрея Боголюбского, который поместил ее в часовне близ города Городец. Позже на этом же месте образовался монастырь, уничтоженный во время нашествия монголов в сер. XIII в. Современники полагали, что вместе с обителью сгорела и икона, однако, она была явлена вновь.
✅Существуют разноречивые предания о вторичном обретении святыни, которое празднуется 29 августа. Согласно первому, год обретения святыни – 1239. Оно сопровождалось явлением вмч. Феодора Стратилата, который, как видели многие, нес образ по улицам Костромы. На следующий же день местный князь Василий нашел святыню в лесу, на ветвях дерева.
По второму преданию, образ был потерян на несколько десятилетий дольше, до 1263 г., а нашел его тоже князь Василий, но – младший брат блгв. Александра Невского.
✅Наконец, по третьей версии икону смог спасти от поругания князь Владимирский Юрий Всеволодович, который передал ее младшему брату, Ярославу, отцу блгв. Александра Невского. По кончине благоверного князя тот же Василий, его младший брат, перевез святыню в Кострому, где она и водворилась.
✅Именование Феодоровской также получает разные толкования: его связывают и с явлением вмч. Феодора в 1239 г., и с тем, что великий князь Ярослав Владимирович в Крещении носил это имя, наконец – с тем, что образ пребывал в Костроме в храме вмч. Феодора Стратилата.
✅До XVII в. образ чтился местно, хотя и был прославлен чудесами. Среди наиболее известных – неоднократное спасение святыни от пожаров в деревянной церкви, где она находилась, а также – избавление города Костромы от татарских войск, которое случилось около 1262 г. недалеко от Ипатьевского монастыря, на Святом озере. Тогда от образа, по воспоминаниям очевидцев, засияли лучи, и татарское войско внезапно бежало.
✅Общероссийское прославление связано с избранием на царство Михаила Феодоровича. Вместе с тем, некоторые историки сомневаются, что мать, инокиня Марфа, благословила сына именно этим образом, так как в ранних версиях «Сказания» об иконе упоминается икона кисти свт. Петра Московского. В то же время за то, что в избрании Михаила «участвовала» именно Феодоровская, говорит ее почитание в роде Романовых, особенно – самим царем Михаилом.
✅В дальнейшем икона оставалась в Костроме, пребывая в Успенском соборе (в Москву отправили ее список). Романовы, начиная с Михаила Феодоровича, не раз делали богатые вклады в храм, в 1636 г. по указанию государя, образ поновили, для него был сделан богатый оклад. Еще одно поновление произошло спустя около 100 лет, уже в XVIII в. Наконец, в начале XIX в. древняя святыня получили еще один новый оклад, устроенный на средства жителей города.
✅Празднование иконе, особенно 27 марта, совершалось в Москве очень торжественно, несмотря на то, что приходилось на Великий Пост. По Чиновнику Кремля Успенского собора было положено служить литургию свт. Иоанна Златоуста ради «наречения государева», на какой бы день недели ни пришелся праздник (в будние дни Великого Поста полная литургия не служится, но для этого дня делалось исключение).
✅С Феодоровской не раз делались списки. Так, в России получила широкое распространение икона «со сказанием», на которой изображение Богородицы окружено малыми клеймами, на которых представлены чудеса, совершившиеся от образа.
✅В XX в., несмотря на то что икона была «царской», ее удалось отстоять от уничтожения. Более того, все советские годы она находилась в действующих храмах. Сначала это был Успенский собор Костромы, затем, после его закрытия, другие церкви.
✅Некоторое время, в 1920-30-е гг., святыня пребывала в руках раскольников-обновленцев. С этого времени начали замечать резкое потемнение ликов.
В 1919, 1964, 1994 гг. икону пытались реставрировать. При этом еще в начале XIX в. было отмечено, что живопись XII-XIII вв. почти полностью утрачена после многочисленных поновлений.
Современные отзывы о явленной милости - в статье👇
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев