Сегодня 100-летний юбилей гения мирового кинематографа -- итальянского кинорежиссера Федерико Феллини.
За свою яркую карьеру маэстро завоевал четыре статуэтки Оскар в номинации "лучший зарубежный фильм", а пятую получил за "вклад в киноискусство".
Хотя со дня смерти режиссера прошло более четверти века, его творческое наследие продолжает удивлять и завоевывать поклонников по всему миру. И неудивительно, ведь видение мира сквозь призму Феллини поражает своей уникальностью, а стиль его фильмов называют "карнавальным" и "гипнотизирующим".
Фильмы творца стали примером для многих поклонений режиссеров: опираясь на его опыт, они увидели примерные ориентиры и научились сочетать рассказ-исповедь вместе с безудержным всплеском фантазии.
Жизнь моя – кинематограф. Федерико Феллини исполнилось бы 100 лет. Про Федерико Феллини, которому сегодня исполнилось бы 100 лет, написаны сотни томов и тысячи статей.
Пытаться сказать о нем что-то новое невозможно, поэтому просто скажу про личное.
В середине двухтысячных впервые оказавшись в Риме, мы с мужем, конечно, как все туристы, хотели увидеть и то и это, но прежде всего хотели увидеть один дом - дом Федерико Феллини. Мы хотели просто постоять рядом с тем местом, где жил бесконечно любимый художник, наложивший неизгладимый отпечаток на всю нашу жизнь. Мы нашли адрес и прямо сразу поехали туда, на виа Маргутта, и долго стояли, просто глядя на этот старый охристо-желтый дом - классический римский дом с окнами в обрамлении коричневых ставней-жалюзи ...
Феллини ворвался в нашу жизнь потрясающей своей «Дорогой», мало кто из нас тогда видел его первые картины - «Огни рампы», «Белый шейх» и «Маменькины сынки», все сразу увидели гения.
«Маменькины сынки» был блестящий фильм, получивший венецианского «Серебряного льва свя
...Ещё
Пытаться сказать о нем что-то новое невозможно, поэтому просто скажу про личное.
В середине двухтысячных впервые оказавшись в Риме, мы с мужем, конечно, как все туристы, хотели увидеть и то и это, но прежде всего хотели увидеть один дом - дом Федерико Феллини. Мы хотели просто постоять рядом с тем местом, где жил бесконечно любимый художник, наложивший неизгладимый отпечаток на всю нашу жизнь. Мы нашли адрес и прямо сразу поехали туда, на виа Маргутта, и долго стояли, просто глядя на этот старый охристо-желтый дом - классический римский дом с окнами в обрамлении коричневых ставней-жалюзи ...
Феллини ворвался в нашу жизнь потрясающей своей «Дорогой», мало кто из нас тогда видел его первые картины - «Огни рампы», «Белый шейх» и «Маменькины сынки», все сразу увидели гения.
«Маменькины сынки» был блестящий фильм, получивший венецианского «Серебряного льва святого Марка», но невероятное мое везение, что все для меня началось именно с «Дороги», с маленькой клоунессы Джельсомины, со звероподобного варвара и дикаря Дзампано, с картины, над которой я облилась слезами и в которую влюбилась навек, как и в крохотную Джульетту Мазину.
Я еще не знала тогда, что они с Феллини - муж и жена, но их имена с моего детства для меня неразрывны. Черно-белая «Дорога» стала мне той школой любви и жалости к маленькому человеку, которую я еще не в силах была постигнуть у Достоевского. Следующим ударом в сердце были «Ночи Кабирии». Уже повзрослев, я начиталась всякой абракадабры про «улыбку надежды» и «черную слезу надежды». Программный советский оптимизм подгонял Феллини и его маленькую смешную проститутку Кабирию под свои стандарты, но даже ребенку было понятно - никакой там надежды нет.
Там была великая вера в Бога - последнее пристанище истерзанной души, там была немыслимая жажда любви, благодаря которой никакая грязь не прилипала к этой душе, и там был дом - последний рубеж, отделяющий Кабирию от помойки (в прямом и ужасающем смысле слова). И когда два последних бастиона - любовь и дом - рухнули, осталось лишь одно: верить в Бога и уповать на него. Вот что значила и та улыбка, и та черная слеза, но нам про это тогда не рассказывали.
Думаю, это увидели и почувствовали все и сразу - недаром обе картины - одна следом за другой - получили по «Оскару» (и каждая еще по доброй сотне наград).
Появление «Сладкой жизни» не сразу было воспринято мною как личный сюжет. Восторги публики и критики, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля как-то заслонили от меня, советской барышни, историю о том, что всеми любимый и обласканный, модный и блестящий человек может метаться, тратить собственную жизнь на мишуру, на светские пустяки и всюду оставаться чужим и бесприютным, «выгоревшим». Сладкой жизнью положено наслаждаться, а не мучиться ею. Этот фильм многим стоило бы посмотреть сегодня - правда, не уверена, что он был бы и сегодня у нас понят, хотя сами слова La dolce vita давно уже стали нарицательными...
А потом наступил перелом. Момент, когда художник вообще перестал понимать, куда двигаться дальше. Он снял картину, буквально переполненную, как и «Сладкая жизнь», подтекстами и тайными смыслами, тайным смятением - при полном внешнем благополучии, вереницей связей с женщинами - после каждой из которых - только тяжелое похмелье, и главное, то был фильм именно о жизненном, душевном и творческом тупике.
Феллини фактически «снимал с натуры» - с самого себя. Картина была настолько личной, что он даже не смог придумать ей названия: так и оставил вместо заглавия - как композитор - просто «номер опуса»: «8 1/2», восемь полнометражных и одна короткометражка.
Человечество до него не знавало такой степени душевного самообнажения художника, вообще не представляло себе, что так можно. Но оказалось, что можно.
И опять - два «Оскара» и еще под сотню других призов разного
...Ещё
А потом наступил перелом. Момент, когда художник вообще перестал понимать, куда двигаться дальше. Он снял картину, буквально переполненную, как и «Сладкая жизнь», подтекстами и тайными смыслами, тайным смятением - при полном внешнем благополучии, вереницей связей с женщинами - после каждой из которых - только тяжелое похмелье, и главное, то был фильм именно о жизненном, душевном и творческом тупике.
Феллини фактически «снимал с натуры» - с самого себя. Картина была настолько личной, что он даже не смог придумать ей названия: так и оставил вместо заглавия - как композитор - просто «номер опуса»: «8 1/2», восемь полнометражных и одна короткометражка.
Человечество до него не знавало такой степени душевного самообнажения художника, вообще не представляло себе, что так можно. Но оказалось, что можно.
И опять - два «Оскара» и еще под сотню других призов разного достоинства. Он однажды сам сказал, что до сих пор не понимает, почему его личная боль всегда переплавлялась в золото...
А потом он словно сменил кожу. Если никогда не видевшему его фильмов человеку дать посмотреть друг за другом даже не «Дорогу» или «Кабирию», а уже полную символов, сложную и многослойную «8 1/2» и «Амаркорд», - вряд ли смотрящий без посторонней помощи догадается, что это снимал один и тот же человек. Совершенно иной визуальный стиль, совершенно другой мир - населенный фриками, людьми странными и чуднЫми, живущими какой-то чуднОй жизнью...
Между этими картинами были «Джульетта и духи», «Сатирикон», «Рим» - фильмы, в которых он как-то пытался если не справиться со своими демонами, то по крайней мере обозначить их присутствие... И все чаще оглядывается назад - в свои детство и юность, в те времена и места, когда за ним эти его демоны и потянулись...
Вот тут-то и вспомнились сразу «Маменькины сынки», где несколько молодых (но вполне уже великовозрастных) шалопаев проводят все дни, прозябая, бе
...Ещё
А потом он словно сменил кожу. Если никогда не видевшему его фильмов человеку дать посмотреть друг за другом даже не «Дорогу» или «Кабирию», а уже полную символов, сложную и многослойную «8 1/2» и «Амаркорд», - вряд ли смотрящий без посторонней помощи догадается, что это снимал один и тот же человек. Совершенно иной визуальный стиль, совершенно другой мир - населенный фриками, людьми странными и чуднЫми, живущими какой-то чуднОй жизнью...
Между этими картинами были «Джульетта и духи», «Сатирикон», «Рим» - фильмы, в которых он как-то пытался если не справиться со своими демонами, то по крайней мере обозначить их присутствие... И все чаще оглядывается назад - в свои детство и юность, в те времена и места, когда за ним эти его демоны и потянулись...
Вот тут-то и вспомнились сразу «Маменькины сынки», где несколько молодых (но вполне уже великовозрастных) шалопаев проводят все дни, прозябая, бесцельно слоняясь, глупо шаля, сидя и болтая по барам и тавернам, и все время мечтая покинуть «эту дыру». Но покинуть сможет лишь один - вскочивший в последний вагон уходящего поезда. И с той самой поры Рим навсегда станет местом, где Феллини жил, работал, встретил свою любовь и музу, переживал (но пережил ли?) кризисы, и который любил бесконечно.
Но «дыра» с каждым днем все сильнее стучала в сердце, как пепел Клааса. И ответом на этот стук из детства стал «Амаркорд» - «Я вспоминаю». Перенасыщенный раствор воспоминаний - смешных, нелепых и горьких, счастливых и любимых. Мира, увиденного глазами ребенка и пронесенного в сердце навсегда. Родины души.
...Его фильм «Репетиция оркестра» - короткий сюжет о локальном Апокалипсисе - где состоящий из фриков оркестр репетирует несколько тактов божественной музыки, где музыканты ссорятся, безобразничают, выясняют отношения - между собой и с таким же, как они, фриком-дирижером, - а потом случается катастрофа, и на один короткий миг они все - с глазами, полными слез, - становятся единым целым, гениальным целым. Только затем, чтобы еще через секунду посреди этого единения на руинах снова раздался вопль дирижера: «Что вы играете, клоуны?». Пожалуй, ничего более точного о жизни съемочной группы в кино, чем «Репетиция оркестра», мировое киноискусство по сей день не создало.
Я не могу с уверенностью утверждать, что Феллини - «главный режиссер ХХ века». Слава богу, гениями ХХ век был полон. Но след, оставленный им в мировом киноискусстве, вообще в человеческом сознании, не просто огромен, он невероятен.
Он был человек, который больше, чем кто-либо на свете, мог сказать о себе: «Жизнь моя - кинематограф!».
Фильмы Федерико Феллини постоянно находятся в списке лучших киношедевров всех времен. Его влияние на таких метров как Стэнли Кубрик и Ингмар Бергман очевидно. Трудно переоценить вклад Феллини в кинематограф, ведь его имя стоит в ряду классиков одним из первых.
Поэтична знаменитая сцена в фонтане Треви из «Сладкой жизни» (1960)... Красивейшая шведская актриса Анита Экберг встает на фоне падающей воды — и выглядит богиней, что и отмечает герой Марчелло Мастроянни, устремляясь за ней...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 15
Про Федерико Феллини, которому сегодня исполнилось бы 100 лет, написаны сотни томов и тысячи статей.
Пытаться сказать о нем что-то новое невозможно, поэтому просто скажу про личное.
В середине двухтысячных впервые оказавшись в Риме, мы с мужем, конечно, как все туристы, хотели увидеть и то и это, но прежде всего хотели увидеть один дом - дом Федерико Феллини. Мы хотели просто постоять рядом с тем местом, где жил бесконечно любимый художник, наложивший неизгладимый отпечаток на всю нашу жизнь. Мы нашли адрес и прямо сразу поехали туда, на виа Маргутта, и долго стояли, просто глядя на этот старый охристо-желтый дом - классический римский дом с окнами в обрамлении коричневых ставней-жалюзи ...
Феллини ворвался в нашу жизнь потрясающей своей «Дорогой», мало кто из нас тогда видел его первые картины - «Огни рампы», «Белый шейх» и «Маменькины сынки», все сразу увидели гения.
«Маменькины сынки» был блестящий фильм, получивший венецианского «Серебряного льва свя
...ЕщёПытаться сказать о нем что-то новое невозможно, поэтому просто скажу про личное.
В середине двухтысячных впервые оказавшись в Риме, мы с мужем, конечно, как все туристы, хотели увидеть и то и это, но прежде всего хотели увидеть один дом - дом Федерико Феллини. Мы хотели просто постоять рядом с тем местом, где жил бесконечно любимый художник, наложивший неизгладимый отпечаток на всю нашу жизнь. Мы нашли адрес и прямо сразу поехали туда, на виа Маргутта, и долго стояли, просто глядя на этот старый охристо-желтый дом - классический римский дом с окнами в обрамлении коричневых ставней-жалюзи ...
Феллини ворвался в нашу жизнь потрясающей своей «Дорогой», мало кто из нас тогда видел его первые картины - «Огни рампы», «Белый шейх» и «Маменькины сынки», все сразу увидели гения.
«Маменькины сынки» был блестящий фильм, получивший венецианского «Серебряного льва святого Марка», но невероятное мое везение, что все для меня началось именно с «Дороги», с маленькой клоунессы Джельсомины, со звероподобного варвара и дикаря Дзампано, с картины, над которой я облилась слезами и в которую влюбилась навек, как и в крохотную Джульетту Мазину.
Я еще не знала тогда, что они с Феллини - муж и жена, но их имена с моего детства для меня неразрывны. Черно-белая «Дорога» стала мне той школой любви и жалости к маленькому человеку, которую я еще не в силах была постигнуть у Достоевского. Следующим ударом в сердце были «Ночи Кабирии». Уже повзрослев, я начиталась всякой абракадабры про «улыбку надежды» и «черную слезу надежды». Программный советский оптимизм подгонял Феллини и его маленькую смешную проститутку Кабирию под свои стандарты, но даже ребенку было понятно - никакой там надежды нет.
Там была великая вера в Бога - последнее пристанище истерзанной души, там была немыслимая жажда любви, благодаря которой никакая грязь не прилипала к этой душе, и там был дом - последний рубеж, отделяющий Кабирию от помойки (в прямом и ужасающем смысле слова). И когда два последних бастиона - любовь и дом - рухнули, осталось лишь одно: верить в Бога и уповать на него. Вот что значила и та улыбка, и та черная слеза, но нам про это тогда не рассказывали.
Думаю, это увидели и почувствовали все и сразу - недаром обе картины - одна следом за другой - получили по «Оскару» (и каждая еще по доброй сотне наград).
А потом наступил перелом. Момент, когда художник вообще перестал понимать, куда двигаться дальше. Он снял картину, буквально переполненную, как и «Сладкая жизнь», подтекстами и тайными смыслами, тайным смятением - при полном внешнем благополучии, вереницей связей с женщинами - после каждой из которых - только тяжелое похмелье, и главное, то был фильм именно о жизненном, душевном и творческом тупике.
Феллини фактически «снимал с натуры» - с самого себя. Картина была настолько личной, что он даже не смог придумать ей названия: так и оставил вместо заглавия - как композитор - просто «номер опуса»: «8 1/2», восемь полнометражных и одна короткометражка.
Человечество до него не знавало такой степени душевного самообнажения художника, вообще не представляло себе, что так можно. Но оказалось, что можно.
И опять - два «Оскара» и еще под сотню других призов разного
...ЕщёА потом наступил перелом. Момент, когда художник вообще перестал понимать, куда двигаться дальше. Он снял картину, буквально переполненную, как и «Сладкая жизнь», подтекстами и тайными смыслами, тайным смятением - при полном внешнем благополучии, вереницей связей с женщинами - после каждой из которых - только тяжелое похмелье, и главное, то был фильм именно о жизненном, душевном и творческом тупике.
Феллини фактически «снимал с натуры» - с самого себя. Картина была настолько личной, что он даже не смог придумать ей названия: так и оставил вместо заглавия - как композитор - просто «номер опуса»: «8 1/2», восемь полнометражных и одна короткометражка.
Человечество до него не знавало такой степени душевного самообнажения художника, вообще не представляло себе, что так можно. Но оказалось, что можно.
И опять - два «Оскара» и еще под сотню других призов разного достоинства. Он однажды сам сказал, что до сих пор не понимает, почему его личная боль всегда переплавлялась в золото...
А потом он словно сменил кожу. Если никогда не видевшему его фильмов человеку дать посмотреть друг за другом даже не «Дорогу» или «Кабирию», а уже полную символов, сложную и многослойную «8 1/2» и «Амаркорд», - вряд ли смотрящий без посторонней помощи догадается, что это снимал один и тот же человек. Совершенно иной визуальный стиль, совершенно другой мир - населенный фриками, людьми странными и чуднЫми, живущими какой-то чуднОй жизнью...
Между этими картинами были «Джульетта и духи», «Сатирикон», «Рим» - фильмы, в которых он как-то пытался если не справиться со своими демонами, то по крайней мере обозначить их присутствие... И все чаще оглядывается назад - в свои детство и юность, в те времена и места, когда за ним эти его демоны и потянулись...
Вот тут-то и вспомнились сразу «Маменькины сынки», где несколько молодых (но вполне уже великовозрастных) шалопаев проводят все дни, прозябая, бе
...ЕщёА потом он словно сменил кожу. Если никогда не видевшему его фильмов человеку дать посмотреть друг за другом даже не «Дорогу» или «Кабирию», а уже полную символов, сложную и многослойную «8 1/2» и «Амаркорд», - вряд ли смотрящий без посторонней помощи догадается, что это снимал один и тот же человек. Совершенно иной визуальный стиль, совершенно другой мир - населенный фриками, людьми странными и чуднЫми, живущими какой-то чуднОй жизнью...
Между этими картинами были «Джульетта и духи», «Сатирикон», «Рим» - фильмы, в которых он как-то пытался если не справиться со своими демонами, то по крайней мере обозначить их присутствие... И все чаще оглядывается назад - в свои детство и юность, в те времена и места, когда за ним эти его демоны и потянулись...
Вот тут-то и вспомнились сразу «Маменькины сынки», где несколько молодых (но вполне уже великовозрастных) шалопаев проводят все дни, прозябая, бесцельно слоняясь, глупо шаля, сидя и болтая по барам и тавернам, и все время мечтая покинуть «эту дыру». Но покинуть сможет лишь один - вскочивший в последний вагон уходящего поезда. И с той самой поры Рим навсегда станет местом, где Феллини жил, работал, встретил свою любовь и музу, переживал (но пережил ли?) кризисы, и который любил бесконечно.
Но «дыра» с каждым днем все сильнее стучала в сердце, как пепел Клааса. И ответом на этот стук из детства стал «Амаркорд» - «Я вспоминаю». Перенасыщенный раствор воспоминаний - смешных, нелепых и горьких, счастливых и любимых. Мира, увиденного глазами ребенка и пронесенного в сердце навсегда. Родины души.
...Его фильм «Репетиция оркестра» - короткий сюжет о локальном Апокалипсисе - где состоящий из фриков оркестр репетирует несколько тактов божественной музыки, где музыканты ссорятся, безобразничают, выясняют отношения - между собой и с таким же, как они, фриком-дирижером, - а потом случается катастрофа, и на один короткий миг они все - с глазами, полными слез, - становятся единым целым, гениальным целым. Только затем, чтобы еще через секунду посреди этого единения на руинах снова раздался вопль дирижера: «Что вы играете, клоуны?». Пожалуй, ничего более точного о жизни съемочной группы в кино, чем «Репетиция оркестра», мировое киноискусство по сей день не создало.
Я не могу с уверенностью утверждать, что Феллини - «главный режиссер ХХ века». Слава богу, гениями ХХ век был полон. Но след, оставленный им в мировом киноискусстве, вообще в человеческом сознании, не просто огромен, он невероятен.
Он был человек, который больше, чем кто-либо на свете, мог сказать о себе: «Жизнь моя - кинематограф!».
И то была бы чистая правда. Ирина Павлова
#ФИЛЬМ#КИНО#РЕЖИССЕРМатериал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6606) от 20.01.2020 под заголовком «Жизнь моя - кинематограф».