Лора, добрый вечер! Валерий прав! Две книги написала Галина Степановна, Татьяна Непомнящих написала книгу "История села в архивных документах". Киренск. 2016. О Красноярово написала в своей книге "О людях Приленья" Надежда Калына, Красноярово упоминается в путевых заметках Юрия Петровича Лыхина, есть и в моей книге подглавок "Село Красноярово". Если добавить труды Г.Б Красноштанова и В.Н. Шерстобоева, то селу можно позавидовать!
Я ещё посчитал книгу Галины Степановны "История ленских деревень Улькана и Казимировой". Формально не про Красноярово, но судьбы человеческие там тесно связаны. А также книга Валентина Арбатского "Мне выпало счастье жить...". И ещё Лев Давидович Троцкий Красноярово упоминал.
Верно! Читаем у Галины Степановны на стр. 8: "Первые жители деревни Краснояровской". Думаю, Лора останется довольной! За интересную информацию о других авторах - большое спасибо! Скинул вопрос в личку.
Позвольте добавить и свое видение этого вопроса. Если вы смотрели видео, то, очевидно, обратили внимание на то, что староста сказала: " В 2023 году очередной юбилей села - 355 лет. То есть получается, что год рождения села 1668. Это по Шерстобоеву. А по Г. Б. Красноштанову год рождения 1650, то есть заимка братьев Петровых уже была в этом году отмечена в документах. Но ввиду (смешно) того, что сход селян решил отмечать1668 год рождения, вот они считают эту дату и все тут. Уважаемые заинтерессанты! Я борюсь с такой несправедливостью много лет, но все бесполезно. Я одна. А плетью обуха не перегибаешь!.
Галина Степановна, здравствуйте! Насчет даты образования села Красноярово имею следующие соображения: - В.Н. Шерстобоев в "Илимской пашне" использовал материалы архива илимской воеводской приказной избы за время с конца (!) XVII и до конца XVIII века, поэтому указал 1668 г., как год первого упоминания в документах, то есть в документах, которые к 1949 году имелись в его распоряжении. Г.Б. Красноштанов анализировал окладные книги, хранящиеся в РГАДА, поэтому его сведения более точны.В начале 1650-х гг. Лучка и Демьянка Петровы из бывших черкасов пахали государеву пашню на заимке, которая ныне называется - село Красноярово. С трудами В.Н. Шерстобоева краеведы ознакомились ранее, поэтому приняли все даты за основу! Вспомните полемику с датой основания острога в Киренске...
На самом деле противоречий в датах между Красноштановым и Шерстобоевым нет. Просто они писали о разном. Красноштанов пишет о времени возникновения населённого пункта и первых жителях. Шерстобоев - о происхождении названий и первом упоминании конкретного названия в документах и ничего не писал в времени возникновения. Процитирую "Илимскую пашню", том 1-й, глава "Происхождение названий населённых мест Илимского воеводства": "В отношении наименований острогов, слобод и деревень Илимского воеводства мы располагаем исключительно богатым, почти исчерпывающим материалом, позволяющим установить ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ почти каждой деревни. К сожалению, гибель многих и особенно ранних дел, не даёт возможности установить ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ русских поселений с такой же точностью. Поэтому здесь и не ставится этого вопроса".
Туда селили уже один раз. Не беженцев, переселяли с Надеждинска. Моё мнение - далековато от города. Как возить туже молочку? "Заря" раньше приставала, а для "Полесья" причал нужен
Да Я знаю что далеко .Но с Иркутска маршрутка ходит.А в верховьях Лены вообще дорог нет .И живут люди .Там от Красноярово до Киренска хорошая дорога.Ездил и летом и зимой .Я согласен что бы поселить людей нужна помощь Но и на это выделяются средства .
Молодежь мечтает о больших городах и дальних странах... Дома, братцы, у небес Не допросишься чудес. День за днем – как те Горшки на заборе. Дома – скука и печаль; Нас притягивает даль - Чудеса живут, 'известно, За морем..
И народ вокруг – не тот! Хоть бы раз пойти в поход: Кто же чудо у порога Отыщет? А за морем – пир горой! Что ни парень, то герой, Что ни девка – вмиг Утонешь в глазищах!.
Так мы плачемся в глуши. И однажды, вняв души 'Устремленьям, да и просто В науку, Нас хватает и несет… И судьбы водоворот С надоевшим домом дарит Разлуку.
…и окажется, что где б Ни прижиться – горек хлеб, Не рукою материнской Спеченный, Не в отеческой печи, Не от дедовской свечи, Не на пращуров земле Разожженной.
Там героев – как везде: Что алмазов в борозде. Вместо раскрасавиц – дура На дуре.
Ну а чудо из чудес - Твой земляк, какой невесть В тот заморский край Закинутый ...ЕщёМолодежь мечтает о больших городах и дальних странах... Дома, братцы, у небес Не допросишься чудес. День за днем – как те Горшки на заборе. Дома – скука и печаль; Нас притягивает даль - Чудеса живут, 'известно, За морем..
И народ вокруг – не тот! Хоть бы раз пойти в поход: Кто же чудо у порога Отыщет? А за морем – пир горой! Что ни парень, то герой, Что ни девка – вмиг Утонешь в глазищах!.
Так мы плачемся в глуши. И однажды, вняв души 'Устремленьям, да и просто В науку, Нас хватает и несет… И судьбы водоворот С надоевшим домом дарит Разлуку.
…и окажется, что где б Ни прижиться – горек хлеб, Не рукою материнской Спеченный, Не в отеческой печи, Не от дедовской свечи, Не на пращуров земле Разожженной.
Там героев – как везде: Что алмазов в борозде. Вместо раскрасавиц – дура На дуре.
Ну а чудо из чудес - Твой земляк, какой невесть В тот заморский край Закинутый бурей, И на сердце ляжет мрак, И назад потянет так, Что хоть волком вой на Площади людной.
И поймешь, что дом, где рос, Где по тропкам бегал бос, Он и есть на свете главное Чудо.
И вспорхнуть бы, полететь!.. Но уж врос в чужую твердь; Корни рвать – себе И ближним на муку… Что и как в родном краю Да про молодость свою - Это все теперь рассказывай Внуку.
А взрослеть возьмется внук, Он осмотрится вокруг, Станет привязью Родительский корень: Дома чуда ждать сто лет, Вот в краях, где вырос дед, - Там-то жизнь эх, кабы Съездить за море…
Комментарии 36
Не допросишься чудес.
День за днем – как те
Горшки на заборе.
Дома – скука и печаль;
Нас притягивает даль -
Чудеса живут, 'известно,
За морем..
И народ вокруг – не тот!
Хоть бы раз пойти в поход:
Кто же чудо у порога
Отыщет?
А за морем – пир горой!
Что ни парень, то герой,
Что ни девка – вмиг
Утонешь в глазищах!.
Так мы плачемся в глуши.
И однажды, вняв души
'Устремленьям, да и просто
В науку,
Нас хватает и несет…
И судьбы водоворот
С надоевшим домом дарит
Разлуку.
…и окажется, что где б
Ни прижиться – горек хлеб,
Не рукою материнской
Спеченный,
Не в отеческой печи,
Не от дедовской свечи,
Не на пращуров земле
Разожженной.
Там героев – как везде:
Что алмазов в борозде.
Вместо раскрасавиц – дура
На дуре.
Ну а чудо из чудес -
Твой земляк, какой невесть
В тот заморский край
Закинутый ...ЕщёМолодежь мечтает о больших городах и дальних странах... Дома, братцы, у небес
Не допросишься чудес.
День за днем – как те
Горшки на заборе.
Дома – скука и печаль;
Нас притягивает даль -
Чудеса живут, 'известно,
За морем..
И народ вокруг – не тот!
Хоть бы раз пойти в поход:
Кто же чудо у порога
Отыщет?
А за морем – пир горой!
Что ни парень, то герой,
Что ни девка – вмиг
Утонешь в глазищах!.
Так мы плачемся в глуши.
И однажды, вняв души
'Устремленьям, да и просто
В науку,
Нас хватает и несет…
И судьбы водоворот
С надоевшим домом дарит
Разлуку.
…и окажется, что где б
Ни прижиться – горек хлеб,
Не рукою материнской
Спеченный,
Не в отеческой печи,
Не от дедовской свечи,
Не на пращуров земле
Разожженной.
Там героев – как везде:
Что алмазов в борозде.
Вместо раскрасавиц – дура
На дуре.
Ну а чудо из чудес -
Твой земляк, какой невесть
В тот заморский край
Закинутый бурей,
И на сердце ляжет мрак,
И назад потянет так,
Что хоть волком вой на
Площади людной.
И поймешь, что дом, где рос,
Где по тропкам бегал бос,
Он и есть на свете главное
Чудо.
И вспорхнуть бы, полететь!..
Но уж врос в чужую твердь;
Корни рвать – себе
И ближним на муку…
Что и как в родном краю
Да про молодость свою -
Это все теперь рассказывай
Внуку.
А взрослеть возьмется внук,
Он осмотрится вокруг,
Станет привязью
Родительский корень:
Дома чуда ждать сто лет,
Вот в краях, где вырос дед, -
Там-то жизнь эх, кабы
Съездить за море…