✨ Большой исторический проект К 300-летию основания Российской империи и 350-летию Петра Великого | Крещение остяков, вогулов и других иноверцев на территории Сургутского уезда Тобольской губернии
«Сегодня укрепление Российского государства, возведение его значимости и авторитета невозможны без обращения народа к своим историческим корням, духовным истокам, без подлинного патриотического подъёма» - патриарх Алексий II.
XVIII век для России ознаменован началом миссионерской кампании в Сибири. Именно в этот период появляется ряд нормативных документов, которые были призваны регулировать судебно-административный и податный статус увеличившейся прослойке новокрещенных.
Укрепляя свою власть на обширных просторах Сибири, правительство нуждалось в содействии православной церкви с её духовным потенциалом и значительными средствами. Христианизация коренного населения на территории Сургутского уезда всегда считалась делом желательным и важным. Под воздействием христианства у остяков, вогулов и других иноверцах формировались религиозно-мировоззренческие идеалы, свойственные русскому обществу.
В этот период Петровские указы предписывали: « … которые иноземцы похотят креститься в православную христианскую веру своею волею, и их крестить, а неволею никаких иноземцев не крестить, и ясак с них не складывать, только их спрашивать, какой ради причины приходят ко святому крещению, велеть им учинить исповедь… и которые языка, ниже веры сведомы, и тех скоро не крестить, да не будет вере православной от них поругания…».
В Сибири в 1620 году Царь Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет, учредили епархию, которая включала в себя и епархиальный комитет православного миссионерского общества. Первый её архиепископ – архимандрит Киприан, заложил на территории Тобольского кремля храм Софии Премудрости Божьей, тем самым он придал новое значение Тобольску и Сибири для России. Софийские храмы были главными храмами Византии, Киевской Руси, Великого Новгорода. Тобольский Софийский собор стал не только административным, но и третьим духовным центром России.
В 1701 году Указом Петр I руководить Тобольской кафедрой повелевалось Филофею Лещинскому (находился в Сибири с 1702 по 1727гг.). «… Ехать богомольцу во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары, и в тунгусы, и в якуты. И в волостях их, где будут найдены кумиры (божки), кумирницы и нечестивые чистилища и то пожечь, а их, всех инородцев Божьей помощью и своими трудами приводить в христианскую веру».
Зная о желании Петра I видеть Сибирь «христианской страной», губернатор всея Сибири Матвей Петрович Гагарин подготовил от имени Петра I Указ, предписывающий самому Филофею или кому-либо из его подчинённых ехать по юртам остяков, вогулов, тех, кто пожелает принять новую веру, крестить, а в местах расселения новокрещённых уничтожать языческих «идолов», строить часовни и церкви. В награду за переход в православие с новообращённых полагалось снимать недоимки по ясаку, выдавать кафтаны, рубахи, хлеб.
Начатое Филофеем Лещинским дело продолжалось и после его смерти. И всё же необходимо отметить, что, ни в XVIII, ни в XIX столетии на Тобольском Севере не появлялось фигуры православного проповедника, равного по дарованиям и целеустремленности схимонаху Фёодору.
Сравнительная легкость, с которой была крещена огромная масса людей, не могла обосновываться только на льготах, предоставляемых правительством. Православная обрядность была переосмыслена остяками в соответствии с традиционными мировоззрениями. Они посещали церковь и совершали жертвоприношения, а свежей кровью обмазывали иконы. К крестику ханты привязывали ленточки, как на священную лиственницу, венчались, крестили новорожденных, но одновременно почитали своих духов. К середине XVIII века христианство уже воспринималось некоторой частью обских угров уже не формально, оно становится для них «своей верой».
О крещении иноверцев в Сургутском уезде Тобольской губернии и о деятельности Филофея Лещинского рассказывает заместитель директора по научной работе Сургутского краеведческого музея, кандидат культурологии, доцент Татьяна Александровна Исаева
Комментарии 2