ЗА ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ ТАВДИНЦЫ ОТДАЛИ МОШЕННИКАМ БОЛЕЕ 9 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
Для хищения денег у граждан мошенники используют все более изощренные сценарии. В результате люди страдают от их действий, теряют деньги, которые, в некоторых случаях, копили годами. Знания о том, как противодействовать мошенникам, помогут в нужную минуту принять правильное решение.
Мы вновь встретились с начальником МО МВД России «Тавдинский» Василием Александровичем СОКОЛОВСКИМ, чтобы еще раз напомнить гражданам, как обезопасить себя и не попасть на уловки злоумышленников.
– Василий Александрович, какова ситуация с мошенничествами в нашем округе на сегодняшний день?
– На сегодняшний день возбуждено 28 уголовных дел по статье 159 УК РФ (мошенничество), ущерб, причиненный гражданам, уже составляет более 9 миллионов рублей. Кроме того, возбуждено пять уголовных дел по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с банковского счета), здесь ущерб составляет 314555 рублей.
– Про мошенничество говорят везде: на ТВ, радио, в газетах, в Интернете постоянно пишут, сотрудники полиции проводят работу с населением. В связи с чем ущерб увеличивается?
– Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки.
Они могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов.
Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Поэтому, несмотря на то, что люди постоянно об этом слышат, они все же попадаются на уловки аферистов.
– Есть ли какие-то новые схемы, которые используют мошенники?
– Мошенники представляются начальником своей жертвы и просят выполнять различные указания.
Сценариев сотни, сюжетных линий – десятки. Ваш «начальник» обращается к вам со срочной просьбой, которую необходимо выполнить немедленно, иначе компания, в которой вы работаете, столкнется с рядом «серьезных проблем», либо сообщают о том, что вами заинтересовались сотрудники ФСБ и необходимо оказать им всяческое содействие. Какую именно выберут проблему – зависит от фантазии и изобретательности злоумышленников.
Если к вам обращается руководитель в мессенджере и сообщает о каких-либо проблемах, свяжитесь с ним напрямую, не передавайте личные данные и денежные средства. Такие случаи, к сожалению, уже есть и в нашем округе.
Участились обращения, где мошенники звонят жертве, представляются сотрудниками мобильного оператора и утверждают, что договор на обслуживание абонента скоро заканчивается и связь отключат. Чтобы якобы избежать этого, мошенники предлагают продлить договор через SMS-код, который приходит во время звонка. С его помощью злоумышленники входят в личный кабинет на «Госуслугах». После этого они получают персональные данные для кражи денег с банковских счетов, оформления кредита, продажи на нелегальных форумах и вовлечения в другие преступные действия. Схема спланирована таким образом, что во время разговора злоумышленник не упоминает деньги и создает иллюзию заботы о клиенте, чтобы убедить выполнить действия, которые могут привести к финансовым потерям.
Есть и другой вариант развития событий – после получения доступа к порталу «Госуслуг» с жертвой связываются лжесотрудники силовых структур и сообщают, что мошенники завладели персональными данными и пытаются оформить кредит. Используя личную информацию с портала, аферисты располагают жертву к себе. Далее они переходят к ранее известной схеме с «безопасным счетом», по которой кредит необходимо оформить самостоятельно, чтобы помешать мошенникам, а деньги перечислить на специально созданный «безопасный счет», которого, естественно, не существует.
Остается актуальным «заработок» на различных биржах. Обещание легких денег многих привлекает. Злоумышленники связываются с потенциальными инвесторами через социальные сети, мессенджеры или звонят им под видом сотрудников известных инвестиционных компаний, а кто-то просто проходит по ссылкам из всплывающей рекламы. Предложение заманчивое – нужно лишь открыть «брокерский» счет и инвестировать, а заработать обещают миллионы. Для открытия такого счета мошенники требуют установить приложение. Далее программа имитирует якобы рост доходов от инвестиций, в том числе и в криптовалюту. Как только у «инвестора» возникает желание вывести деньги со счета – начинаются проблемы. Лжеброкеры говорят, что сделать это сложно. Нужно пополнить счет еще раз на определенную сумму, оплатить «страховку» или ежедневное размещение валюты в «европейской ячейке» либо найти поручителя и даже зарегистрировать его в Минфине России, чтобы можно было «обналичить» средства. В итоге инвестор теряет свои деньги, а заодно и надежду на будущие миллионы.
Второй вариант этой мошеннической схемы – участие в уникальном инвестиционном онлайн-проекте известного банка. Завлекают потенциальных жертв при помощи писем на электронную почту. Злоумышленники, оформляя сообщение, копируют визуальный стиль финансовой организации и далее для убедительности используют те же корпоративные цвета, логотип и другие элементы. Для участия в «выгодной» кампании предлагается перейти по ссылке из письма. После жертве предложат пройти опрос: указать заработок, предпочитаемый способ хранения средств и контактные данные для связи с представителем организации, а также дадут доступ к специальному приложению. А уже там понадобится ввести данные своей банковской карты – с нее аферисты потом и спишут деньги.
Еще раз напомним, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой аферистов:
1. Будьте осмотрительными: никогда не доверяйте свои личные данные или деньги незнакомым людям. Передавайте информацию только на проверенных и безопасных платформах.
2. Не разглашайте личную информацию: никогда не передавайте по телефону, по электронной почте или через социальные сети свои пароли, PIN-коды, данные паспортов или номера карт. Личные данные должны быть доступны только вам.
3. Внимательно проверяйте ссылки: мошенники могут отправить вам подозрительные ссылки, которые могут содержать вредоносный код. Никогда не кликайте на подозрительные ссылки и не открывайте прикрепленные файлы, особенно если вы не ожидаете их получить.
4. Будьте осторожны при совершении онлайн покупок: при покупке товаров или услуг в Интернете, проверяйте надежность продавца, читайте отзывы других покупателей, используйте защищенные платежные системы.
5. Не верьте «слишком хорошим» предложениям: мошенники могут использовать уловки, чтобы соблазнить вас «выгодными» предложениями. Будьте осмотрительны и не попадайтесь на их уловки.
6. Оповещайте о мошенничестве: если вы стали жертвой мошенничества или заметили подозрительную активность, обратитесь в полицию и оповестите банк или другую организацию, чтобы предотвратить дальнейший ущерб.
_________________________
Юлия Кулькова
Комментарии 2