Это очень интересное занятие, и у вас наверняка будет множество поводов для искреннего смеха, особенно в самых неожиданных местах. Для некоторых людей процесс рассматривания людей - это творческое занятие, поскольку он даёт возможность придумать или додумать историю незнакомого человека, опираясь только на наблюдения. По большому счёту, это - любительская социальная наука.
Наблюдающие люди обращают внимание на действия окружающих, их взаимодействия с другими, за языком тела; нередко они также слушают разговоры. Можно задействовать все органы чувств при наблюдении. Можно даже попытаться угадать по запаху, каким гелем после бритья или туалетной водой пользуется проходящий мимо человек.
Это позволяет получить нужную информацию. Если вы пишете книги и работаете над героями пьесы, наблюдение за людьми позволит вам найти недостающие описания для своего труда. Если вы актёр или актриса, наблюдение за другими даст вам подсказки о том, как могут стоять, ходить, разговаривать и совершать другие действия самые разные люди. Кроме того, это отличная возможность проверить на практике всю выученную информацию о манерах поведения и мимике людей.
Незнакомые люди всегда дают множество сюжетов для художников и фотографов.
Наблюдение за людьми - это источник вдохновения. Благодаря этому вы можете захотеть написать симфонию, сценарий фильма или сделать запись в дневник.
Создание спектакля и художественного образа роли от актёра требует владения внутренней и внешней техникой, а также понимания и знания современного человека, окружающей его среды и жизненных процессов. Методика школы К.С.Станиславского опирается на учение о действии в предлагаемых обстоятельствах пьесы и роли как пути к перевоплощению, а это является сутью актерской школы переживания. В учебной деятельности по актёрскому мастерству является необходимо такое важное и значимое упражнение как «Наблюдение». Благодаря наблюдениям происходит изучение и анализ реальных предлагаемых жизненных обстоятельств и действий самых разных людей в тех или иных ситуациях, а также овладение главным элементом актёрской школы – подлинным, целесообразным действием в предлагаемых обстоятельствах. Необходимо понимать и раскрывать жизненные события, активно и непрерывно оценивать обстоятельства и среду, правильно определять цель и продуктивно к ней идти, всё проходить заново, сочетать жизненные наблюдения со своим опытом, уметь видеть, анализировать и выстраивать на сцене внутреннюю последовательность и логику поступков, создавать верное сценическое самочувствие, взаимодействовать с партнёром, обогащать свою память жизненными впечатлениями. Всё это поможет постичь сцену, основываясь на реальных жизненных фактах, учитывая специфику сцены, художественный закон и замысел.
Наблюдение - источник творческого воображения. Как отмечал К.С. Станиславский «Чтобы создать искусство и изображать на сцене «жизнь человеческого духа», необходимо не только изучать эту жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех ее проявлениях, когда, где и как только возможно. Без этого наше творчество будет сохнуть - вырождаться в штампы». В основе школы переживания актера лежит впечатление самой жизни. Сценическая жизнь основана на опыте прожитого, но переработанного творческим воображением. Воображение должно подпитываться постоянными жизненными наблюдениями, которые помогут актёру погрузиться в предлагаемые обстоятельства пьесы и роли и действовать по законам жизненной правды.
Наблюдение для актёра является воспоминанием жизни, тренируется актёрская природа в разнообразных сценических ситуациях. Наблюдение – средство самовоспитания актёра. Необходимо развивать память, наблюдательность, накапливать впечатления. Чем активней происходит процесс накопления жизненного опыта и багажа, тем больше возможности актёра. Умение наблюдать, выбирать из наблюдаемого интересное, важное, красочное должно стать для актёра потребностью. Часто случается, что человек привыкает к окружающему миру, поведению, поступкам людей, притупляется восприятие, поэтому так необходимо развитие творческой наблюдательности.
Постепенно в процессе работы над наблюдением актёр начинает ощущать разницу между собой в предлагаемых обстоятельствах и наблюдаемым, возникает внешняя характерность. Наблюдение сочетает в себе все направления тренинга. В работе над этюдами необходимо использовать не надуманный, а действительный факт, взятый из жизни, который способен взволновать и заставить думать. На сценическую площадку переносится увиденное в жизни, но переработанное воображением. На уроках актёрского мастерства в наблюдениях выносится результат «домашней работы» - наблюдение, дополненное и переработанное творческим воображением, которое является этюдной ситуацией. Само по себе наблюдение – это способность действовать подлинно от наблюдаемого лица, а не изображать его . Актёру необходимо быть, а не казаться в чужом ритме, теле, мыслях, обстоятельствах. Если он действует верно в предлагаемых обстоятельствах, так как действует наблюдаемое им лицо, вживается в образ, тогда происходит скачок качественный и огромный, появляется нечто новое, необходимое для искомого характера.. Актёр перестает быть собой, и сливается с наблюдаемым человеком. Меняется отношение к окружающему миру, способ думать, ритм жизни. Это и есть перевоплощение. Наблюдение эффективный метод познавания и накопления в будущей работе над ролью.
Работа над наблюдениями состоит из нескольких этапов:
1. Наблюдение за собой – это этап познания себя, т.е. как я веду себя в тех или иных обстоятельствах, как реагирую на окружающую среду;
2. Наблюдение за природой – на этом этапе предлагается ощутить себя частью природы, растением. Можно использовать упражнения « я - зернышко», «я – росток», «я – дерево» и.т.д. Необходимо представить в каком месте вы находитесь, какая погода, какое время года и .т.д. Эти упражнения активизируют творческое воображение, тренируют непрерывность внутренних видений;
3. Наблюдение за животными. С самого начала даЁтся задание понаблюдать за животными и птицами дома, посетить зоопарк или выставку птиц. Предлагаются упражнения «зоопарк», «птичий двор», «аквариум», «деревенский двор», во время выполнения этих заданий на сценической площадке нужно не имитировать, а побыть животным или птицей. Эти упражнения помогают понять логику поведения физических действий наблюдаемого животного, как они действуют в предлагаемых обстоятельствах. Затем задания можно усложнить, животные могут общаться, возникают небольшие зарисовки из жизни животных, этюды. Подключив фантазию можно сочинить истории с дрессированными зверями, сочинить свой «цирк»;
4. Наблюдение за людьми. Это могут быть взрослые, дети, пожилые, люди с физическими отклонениями. Обладать различными профессиями (врач, учитель, плотник, шофер) Работа по наблюдениям может происходить во время самого урока, в творческом полукруге, когда обучающийся занят своим упражнением, но в это же время наблюдает за соседом, а затем пытается произвести логику его действий. Или упражнение «двойник», когда вначале один из учеников на сцене выполняет набор физических действий, а затем его действия пытаются повторить остальные, не упустив ни одной детали;
5. Наблюдение по памяти . Даётся задание по памяти представить себе незнакомого человека, с которым ты встретился утром на улице или кого -то из одноклассников , воспроизвести в памяти особенности его тела – осанку, посадку головы, положение рук и ног , вспомнить где и когда вы его видели, чем он был занят и все это повторить на сцене. Помнить о том, что в пластике, в физическом воплощении выражаются и психические особенности человека.
6. Наблюдение по фотографии или картине. Необходимо изучить изображение, затем принять позу и выражение лица изображённого человека, затем попытаться закончить движение, момент которого запечатлен на картине или фотографии.
7. Наблюдения за событийными ситуациями. Наблюдения –этюды Основа наблюдения на этом этапе состоит в том, что его источником должна быть яркая и живая картина самой жизни, выразительный факт взятый из жизни. Важны музыкальные наблюдения, благодаря этим наблюдениям развивается творческая фантазия, на сцене происходит парад «звёзд эстрады», «цирковых артистов», «оперных солистов», «великих танцоров», «фокусников». Все эти упражнения тренируют наблюдательность, мобилизуют внимательность, учат сценической смелости, которая располагает и заинтересовывает. Всё это приближает к зерну роли – перевоплощению, способствуют раскрепощению тела и развитию выразительной пластики, совершенствуют смежные (вокально-пластические) способности учащихся, подводят их к умению ощущать стиль и жанр.
Ещё одно творческое задание, которое сопровождает учебный процесс на протяжении всех лет обучения: наблюдение-этюд. Подготовить этюд по наблюдениям можно только в том случае, если найти в окружающей нас жизни интересный факт или происшествие и сыграть его. Сценический этюд - это наблюдение переработанное воображением и выстроенное по всем сценическим законам, оно должно с чего-то начаться, в нём должен быть действенный факт, и оно должно чем- то закончиться – событийный отрезок жизни. В этой сценической ситуации должно быть всё, что необходимо для этюда – предлагаемые обстоятельства, событие и т. д. Важно понять какие человеческие качества она раскрывает, каково ее содержание. При необходимости можно изменить исходные факты при помощи творческого воображения. Наблюдение-этюд, в котором есть что-то особенное и важное это отрезок жизни, определяющий самый выразительный момент наблюдения – его уязвимость, достоверность жизненного факта, это сложный этап процесса овладения органическим действием в сценических обстоятельствах, который подводит ученика к авторскому слову. Творческая память надолго сохранит впечатления, если увиденное им пережито, закреплено и оценено нравственным чувством. Надо постоянно обновлять, накапливать наблюдения .
Наблюдение – содержательный отрезок жизни, в котором колоритные смешные особенности, раскрывающие человека и его отношения с другими людьми возможны только как элемент живой, естественной характерности, которая всегда свойственна людям. Наблюдения имеют огромное значение при овладении внешней характерностью и созданию художественного образа роли. Чем больше у актёра накоплено жизненных наблюдений, мыслей, тем больше вероятность того, что в работе над ролью непроизвольно возникнет та или иная ассоциация, которая именно здесь необходима. Актёру необходимо «изучать жизнь» и связывать запас жизненных впечатлений с особенностями творческого воображения.
✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨
Читать дальше: https://vk.com/club225091094?w=wall-225091094_2/all Сообщество Театра Грановского: https://vk.com/club225091094 Репертуар театра: https://taplink.cc/doshkposle/p/495263/ ✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨
А также всегда помните о своём здоровье!
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – НИЧТО!" (Сократ) https://taplink.cc/doshkposle/p/6dbb7e/ Ольга Тайшихина: https://taplink.cc/doshkposle
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев