Книга Притч день за днем. Глава 14, стих 30: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14:30). Здесь указывается, что греховные страсти оказывают негативное влияние даже на телесную жизнь человека. И в отношении некоторых грехов это было установлено экспериментально. Ученые университета Нотр-Дам в Индиане (США) проводили исследование двух групп, — в одной люди на протяжении исследуемого времени говорили только правду, а в другой группе испытуемые целенаправленно и систематически врали. И оказалось, что здоровье и общее самочувствие людей второй группы хуже, чем людей первой группы. Чем чаще человек лжет, тем хуже его самочувствие. Это касается и зависти, кот
Книга Притч день за днем. Глава 14, стих 29: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Вот как преподобный Иоанн Кассиан объясняет этот стих: «Всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий, и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления». Поэтому стоит особенно уделять внимание тому, чтобы не роптать. Ропот — не мелкий грех, он лишает нас награды за терпение и возможности стать тем разумным человеком, которого хвалит Господь в этом стихе. Как бороться с ропотом? Понуждать себя, благодарить за то, за что хочется пороптать, повторять простые слова, например: «По грехам своим
Книга Притч день за днем. Глава 14, стихи 27-28: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч. 14:27). Почему он удаляет от сетей смерти? Потому что удаляет от греха. Страх Божий предостерегает и оберегает человека от греха, такой человек боится совершить грех, а грех как раз и есть сети смерти, «ибо возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23). И поскольку страх Божий удаляет от сетей смерти, он назван источником жизни. Имеется в виду жизнь вечная. «Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю» (Притч. 14:28). Здесь говорится об ответственности царя, что он должен создать условия для того, чтобы народ мог умножаться, чтобы люди не боялис
Книга Притч день за днем. Глава 14, стих 26: «В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14:26). Уже в Ветхом Завете указывается, что именно для тех, кто живёт в страхе Божием, Бог становится Прибежищем и даже Отцом, поскольку они называются сынами Его. Процитирую слова Климента Александрийского — это древний церковный автор, который объясняет, что значит страх Божий и чем он отличается от страха перед демонами: «Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что демоны и сами находятся в постоянном внешнем и внутреннем волнении. Бог же, напротив, бесстрастен, поэтому и страх Божий не вносит в душу никакого смятения. В действительности это не
Книга Притч. Глава 14, стих 25: «Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи» (Притч. 14:25). Почему сказано «души» во множественном числе? Логично было бы сказать, что «он спасает душу», — душу того, о ком свидетельствует на суде. Например, человека оклеветали, ему грозит серьезное наказание, но верный свидетель говорит истину и доказывает невиновность человека, тем самым спасая его от наказания. Но здесь сказано, что «спасает души», потому что своим поступком такой свидетель спасает не только душу того, о ком говорит правду, но и свою душу тем, что говорит правду, и, наконец, спасает души тех, кто слушает его свидетельство, спасает их от доверия лжи и от совершения невер
Книга Притч. Глава 14, стих 23-24: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Притч. 14:23). Это одна из фраз, которые можно поместить в рамочку и повесить на стенку, чтобы чаще видеть. Почему же от пустословия человек получает ущерб, и какой именно ущерб? Во-первых, чем больше человек говорит, и именно пустословит, тем больше он совершает грехов, связанных с языком. Прежде всего это осуждение и клевета. Человек может повторять даже клевету других людей, не зная, что это клевета, и таким образом становится разносчиком клеветы. Во-вторых, от очень долгих пустых разговоров возникает внутреннее чувство опустошения. Это не то, что можно назвать радостью общения. Радость о