Книга Притч. Глава 14, стих 19: «Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника» (Притч. 14:19). Мы знаем, и Соломон знал о том, что не всегда злые перед добрыми преклоняются в этой жизни. Так что речь тут не про эту жизнь, а о том, что в конце времён, когда будут подводиться итоги жизни каждого человека, именно добрые, а не злые окажутся выигрывшими в смысле достижения предельной цели человеческого бытия. Праведник — это Господь, у ворот Праведника будет Страшный суд, на котором осужденные грешники признают справедливость своего приговора и превосходство того пути правды, с которого они все сошли в земной жизни. Почему «у ворот»? Потому что в ворота пройти и уже войти в
Книга Притч. Глава 14, стихи 16-18: «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Притч. 14:16). «Мудрый боится» — это про страх Божий. Не панический страх, парализующий человека и лишающий воли, а благая осторожность, которая позволяет человеку удаляться от зла. Этому противопоставляется раздражительный и самонадеянный глупец, который, который действует под влиянием эмоций и исходя из доверия к своему суждению. То и другое ведет к ошибкам и падениям. «Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен» (Притч. 14:17). Как есть различия в добродетелях, так есть различия и в грехах, разные степени греха. Одна степень, — когда чел
Книга Притч. Глава 14, стихи 14-15: «Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих» (Притч. 14:14). Здесь передаётся та же мысль, которую впоследствии апостол выразил немножко иначе, что «Бог поругаем не бывает, что посеет человек то и пожнёт» (Гал. 6:7). Что человек здесь делал, по каким путям он шёл, от этого он и будет насыщаться и получит плоды либо сладкие, либо горькие. Истина, которая многократно выражается в Писании, что выбор человека — это нечто предельно серьёзное. Нельзя выбрать дурной путь и ожидать, что в результате ты окажешься в Царствии Небесном. «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Притч. 14:15). Неред
Книга Притч. Глава 14, стих 13: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Притч. 14:13). Здесь продолжается тема, начатая в 9-10 стихах. Что нечестивые люди могут иногда смеяться и выглядеть весёлыми, но это вовсе не означает, что их путь ведет к счастью. Поскольку «и при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль». Святой Димитрий Ростовский писал, что как нет у праведников скорби, которая не обратилась бы потом в радость, так нет и у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль. В массовой культуре создана целая индустрия юмора, направленная на то, чтобы развеселить людей, которым самим отнюдь не весело. Отвлечь их ненадолго от того, как и
Книга Притч. Глава 14, стих 12: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12). По словам преподобного Аммона, «здесь говорится о тех, которые не внимают воле Божией, но следуют собственным хотениям. Ведь они, не понимая воли Божией, получают сначала от диавола теплоту, подобную радости, но не являющуюся радостью; затем они ввергаются в печаль и наказываются. Наоборот, следующий воле Божией в начале претерпевает многую муку, а затем обретает отдохновение и радость». Под мукой имеются в виду искушения, терпение скорбей, выпадающих в жизни христианина. В свою очередь, блаженный Иероним говорит, что «Здесь, очевидно, осуждается неведение, когда че
Книга Притч. Глава 14, стих 11: «Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет» (Притч. 14:11). Думаю, вы догадываетесь, что не о материальных домах говорится, потому что и дома грешников не обязательно разрушаются, и наоборот, дома, в которых жили праведники, не обязательно сохраняются. Речь идёт о тех «селениях праведных», в которых «глас радости и спасения» (Пс. 117:15), и которые ожидают в будущем нас, призванных Господом. Вот это жилище праведных процветет, когда они вселятся в него, а для беззаконных ничего не будет. Также домом в старину иногда называли семью, несколько поколений. В этом смысле тоже можно понимать, поскольку в Писании говорится, что Бог терпит грех до ч