История музейных экспонатов военного и послевоенного периода.
Обратите внимание на этот предмет. Сможете сказать что это?
Этот экспонат поступил к нам в музей в ноябре 2019 года, он принадлежал ветерану Великой Отечественной войны Ноговицину Михаилу Григорьевичу. Этот фонарик использовался в их семье в послевоенные годы. Такие фонари появились в России в 1912 году. В народе они назывались квадратными, потому что имели форму, приближенную к квадратной. Работал такой фонарь на квадратной плоской батарейке. Внутри у него было 3 клеммы, держатель для запасной лампочки и лампочка. У него металлический корпус с защёлкой на боку и выключателем света. Сзади корпуса имеется петля -держатель, за которую фонарик можно было повесить. Стоили такие фонарики недорого, в пределах одного рубля двадцати копеек. В военные и послевоенные годы, когда не во всех населённых пунктах было электричество, это был ценный предмет, с помощью которого можно было вечером и в хлев сходить к коровке, и в кладовую за капустой, по улицам вечером пройти.
Этот экспонат я сделала сама. Как вы думаете, что это?
Это банка, а внутри белое вещество - растопленное свиное сало, а лучше бы свиной, козий, бараний или говяжий жир, потому что он быстрее застывал. Туда опускается веревка- фитиль, по которой жир поднимался вверх, пропитывая фитиль. Второй конец, закреплённый над жиром поджигался.
В простонародье такую лампу называли "жировушка". Конечно, такая лампа слабо освещала помещение, но когда не было возможности купить керосин, то при "жировушке" дети по вечерам делали уроки, читали, а женщины готовили ужин, пряли шерсть, вязали носки, рукавицы не только для членов своей семьи, но и для фронта.
Изготавливали "жировушку" из разных материалов, к примеру, брали картофелину, делали углубление, заливали жир, вставляли фитиль и поджигали.
Не каждая семья в годы Великой Отечественной войны могла позволить себе жечь жир, когда нечего было кушать самим.
Испокон веков главным источником тепла и света для наших предков оставался огонь. В годы войны многие избы освещали лучиной. Для этого использовалась хорошо просушенная берёзовая и осиновая лучина, потому что, например, сосновая лучина хотя и светила ярко, но сгорала быстро, при этом трещала и рассыпала искры.
Чтобы изготовить хорошую лучину, нужна была своя сноровка: над чугуном кипящей воды подвешивали ровное без сучков брёвнышко - его пропаривали, потом подсушивали, затем его расщепляли на тонкие пластинки. Эту лучину вставляли в специальное приспособление - светец - стержень из кованого железа с остриём на одном конце и развилкой на другом. Светец вбивали в стену, а с противоположной стороны в развилку крепилась лучина, под которой на полу ставили лоханку с водой для падающих угольков. Во время освещения очень важно было установить оптимальный угол, под которым лучина закреплялась в светце. Малый наклон давал небольшое пламя, а при слишком большом лучина быстро прогорала.
В нашем музее светец небольшой по размеру, на подставке, передан из ЦДТ "Радуга", к большому сожалению имя его дарителя неизвестно.
На смену масляной лампе приходит керосиновая лампа. Она начала службу ещё в19 веке, создателем лампы и фонаря «Летучая мышь» был Игнатий
Лукасевич. Со временем меняются формы, размеры ламп. Перед вами лампы, используемые во время войны и в послевоенные будни. Принцип действия схож с масляной лампой. В ёмкость заливается горючее вещество - керосин, оно поступает в зону горения через фитиль.
Голубая лампа передана в дар музею Ираидой Германовной Ревтовой, жительницей с. Таборы. Лампа из белого металла передана в дар музею Михаилом Михайловичем Петровым, жителем деревни Торомка.
Керосиновый фонарь «Летучая мышь». Принцип действия лампы примерно такой же, что и у керосиновой лампы: в ёмкость заливается керосин. Чтобы керосин сгорал ровным пламенем, фитиль в верхней части немного подрезают острыми ножницами, убирая ту часть ткани, от которой поднимается вверх коптящий «язычок».
Конструкция снабжена каркасом для переноски и подвески лампы. Фонарь «Летучая мышь» удобен при перемещении по улице, пламя, защищённое стеклом от ветра, не затухает.
Голубой фонарь передан в дар музею Михаилом Михайловичем Петровым, жителем деревни Торомка, второй фонарь передан из ЦДТ «Радуга».
Материал к публикации подготовила хранитель музейных предметов и коллекций Людмила Абраменко.
Комментарии 2