1236 год — воины Княжества литовского и руского одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе.
Близ г. Шауляй есть очень необычное место - место паломничества или Холм Юргайчу , Куле, Куляй. но это не кладбище !!
Задолго до христианизации на Литовской земле существовала Традиция - ставили кресты в память о важных событиях в их жизни (как хороших, так и плохих): рождение ребенка, хороший урожай, засуха, смерть близких и т.д.
Некоторые , правда, говорят, что существует легенда, связанная с появлением именно этого места. Во времена насаждения христианской веры языческие обряды пытались искоренить иногда очень жестокими методами. Ну, и во все времена находились люди, которые желали добиться расположения новой власти не совсем честным путем.
И вот один такой дед повадился стучать на своих соседей, которые втихоря соблюдали обряды, к тому привыкли за многие века. Ну, и в какой-то момент этот дед так всех достал, что его однажды подкараулили и замочили, закопали, а сверху воткнули крест со словами: "Ты всю жизнь гонялся за нашими крестами, так вот тебе крест!"
Так что получается, что хоть для одного, но это место является усыпальницей.
В наше время считается, что если оставить крест на горе, то это принесет счастье и здоровье самому и близким. Кресты абсолютно разные. Единственное требование - сделаны они должны быть из дерева.
Размеров сами кресты абсолютно разных - от пятиметровых до самых малюсеньких чуть ли не с ноготок.
Изначально, когда изучала эту тему в интернете подумалось, что там может стать страшно или неуютно. Но нет, народ пишет, что на самом деле ничего такого . Атмосфера в этом месте вполне себе дружелюбная. Очень много деталей и ракурсов. А еще - когда дует сильный ветер ,то в в воздухе то там ,то тут был слышен чудесный перезвон подвесок.
На горе более 50 тысяч крестов
Жечь свечи на горе запрещено!!
В советское время не раз предпринимались попытки уничтожить это уникальное место.
Кресты безжалостно сносили и увозили неизвестно куда, но каждый раз верующие устанавливали новые кресты, возвращая святому месту прежний облик.
Близлежащая деревня называется Юргяйчяй! (Слышите "Георгий"?) .
Археологически городище Юргяйчу датируется 13-14 в.
Согласно преданию, с 11 по 14 века на холме стоял деревянный замок, который в 1348 году был сожжен Ливонским орденом и уже не был восстановлен.
А холм, усеянный костями литовцев, по преданию, стал местом всенародного поклонения.
Кресты Юргайчу – символ Любви, Надежды и Веры.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Чужеземные путешественники исстари называли Литву страной крестов.
Здесь
большие деревянные кресты, самые разнообразные по своей форме (в том
числе - в круге, солнцевидные, с 3 прямыми перекладинами), наряду с деревянными резными столбами, называемыми коплитстульпис, - во множестве стояли не только возле костёлов и на могилах, но и рядом с усадьбами крестьян, вдоль дорог, возле родников, в полях, на холмах и в лесах под деревьями.
Особенно
много таких крестов было на западе Литвы - в Жямайтии, где порой они
стояли так часто, что расстояние от одного до другого не превышало
нескольких десятков шагов.
Кресты украшались резьбой; иногда на них устанавливались миниатюрные часовенки, называемые коплителес - вырезанные из дерева небольшие домики, в которые ставились освящённые фигурки святых.
Большую часть этих крестов можно назвать обетными. Это "вещественная молитва<...ЕщёКРЕСТЫ, ДА НЕ ПРО ХРИСТА
Чужеземные путешественники исстари называли Литву страной крестов.
Здесь
большие деревянные кресты, самые разнообразные по своей форме (в том
числе - в круге, солнцевидные, с 3 прямыми перекладинами), наряду с деревянными резными столбами, называемыми коплитстульпис, - во множестве стояли не только возле костёлов и на могилах, но и рядом с усадьбами крестьян, вдоль дорог, возле родников, в полях, на холмах и в лесах под деревьями.
Особенно
много таких крестов было на западе Литвы - в Жямайтии, где порой они
стояли так часто, что расстояние от одного до другого не превышало
нескольких десятков шагов.
Кресты украшались резьбой; иногда на них устанавливались миниатюрные часовенки, называемые коплителес - вырезанные из дерева небольшие домики, в которые ставились освящённые фигурки святых.
Большую часть этих крестов можно назвать обетными. Это "вещественная молитва"
литовского крестьянина - просьба о помощи в горести
(неурожай, эпидемия, стихийное бедствие, смерть близкого) или
благодарность за успех важного дела (свадьба, рождение ребёнка,
исцеление больного, основание нового хозяйства, урожайный год).
Установка креста, посвящённого радостному событию, была семейным праздником, который оканчивался обильным застольем с медовухой и пивом.
Таким
образом, эти кресты служили не символом христианской веры, но скорее
своеобразным календарём, в котором фиксировались исторические и большие
семейные события.
Любопытно, что не только советская, но и церковная власть относилась недоброжелательно к этой народной традиции, видя в ней отголосок языческих верований - и не без оснований!
Первый запрет на самовольную установку крестов был объявлен в Восточной Пруссии ещё в 1426 году Миколасом, епископом Замбским.
Второй появился в 1752г: Тышкевич, епископ Жямайтийский, запрещал устанавливать на крестах фигурки святых, дескать, они идут в разрез с канонами - и тогда упрямые жямайтийцы начали ставить кресты со своими любимыми святыми в глухих лесах, подальше от чужих глаз.