Николай Максимович член Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат всероссийских и межрегиональных литературных премий, автор более двадцати книг художественной прозы, очерков и публицистики.
По просьбе Николая Максимовича написан мной, а позднее одобрен автором, ниже публикуемый отзыв на одно из его повествований.
НЕКОТОРОЫЕ МЫСЛИ ПО ПРОЧТЕНИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ ОЛЬКОВА «ФЕРАПОНТА АНДОМИНА СКАЗЫВАНЬЯ…»
С превеликим удовольствием и жадностью прочитал «Сказыванья». Удачное сочетание верно найденной интонации и содержания позволили проглотить чтиво на одном дыхании, погрузится во времена жизни крестьянства прошлых лет, почувствовать всю правду и совесть стародавнего времени. Иногда было до слез больно и обидно за утерянную мудрость нашей народной культуры, растерзанное временем крестьянское житиё – бытиё, забвение добрых нравственных традиций, складывавшихся веками.
Надо помнить! – призывают «Сказания». Помнить - откуда ты, каких мест будешь, чьих кровей, кто был рядом все годы…
Патриархальность крестьянства, рассказанная автором, мне импонирует, но время неумолимо и неостановимо. Сегодня оно скачет не на коне, а стремительно летит по лучу лазера. Глобализация материальных ресурсов, стирание межгосударственных границ, расслоение стран на богатых и бедных, развитие этих же процессов внутри самих стран, быстрая смена декораций, партнеров, соседей, перемещение знакомых и родственников.
Положение человека в социальной жизни изменилось коренным образом, как следствие изменений общественных формаций, стремительного рывка в науке и технике. Вместе с этим изменились и потребности человека в материальной и духовной сферах жизни. А доступность информации о жизни в любом уголке мира зашкаливает. Обработка же информации идет наспех, захлёбываясь от её обилия…
К сожалению, в России не произошло эволюционного перехода во времени – серия революций и войн 20 столетия, перемещение больших масс людей по просторам России, нарушили многое в традициях, обычаях и культуре, а самое главное был сломлен стержень, на котором веками откладывалось всё лучшее, что было в русском человеке.
Сегодня, потеряв базу, происходит безумное копирование нашими людьми западного мира, поощряемое властью. В результате это оборачивается утерей культурных ценностей, обрядов, традиций собственного народа, которые порой не хуже, а зачастую превосходят зарубежные, хотя бы, по ментальности, сопричастности с откликами русской души. Самое страшное во всем этом то, что мы теряем в молодом человеке самоидентификацию его как русского человека. Сама русскость выставляется в СМИ, как что-то низкое, никчемное, отсталое. Это тиражируется, признаемся, и в сферах литературы и искусства.
Вот почему, на мой взгляд, важен этот рассказ о культурных ценностях, обычаях и обрядах прошлого. Они в свое время формировали внутренний мир, душу русского человека, жившего по правде и совести. Не всё потеряно, коль помним…
«Сказания» не только информационно обогащают читателя, но и дают повод для размышлений, наталкивают на вывод: «Давайте всем миром строить мостик из прошлого, забирая всё доброе и нашенское, в настоящее и будущее!».
Виталий Плотников
Котлас, 10 января 2015 г.
P.S. В виде приложения стихотворение 1998 года.
НА БАБАЕВСКИХ УГОРАХ
1.
Угоры да пригорки,
Лесок да хуторок,
Да вьет скороговорки
Осенний ветерок,
Да жалостливо плачется
Подросточек-сосна -
В сквозном
Коротком платьице
Продрогла вся она.
А рядом,
На поскотине,
Среди коров-пеструх,
Злым сиверком с болотины
Прохваченный пастух.
А дальше,
За еловником,
Дороги колея,
За ней сереют скромненько
Заплатками поля.
Дорога, словно пьяная,
То вкривь ведёт, то вкось,
И, как дерюжка рваная,
Над речкой брошен мост.
2.
Бреду дорогой грязною,
Срезаю напрямки.
На пашне чьей-то вязну я...
Вдруг – голос у реки.
Мужик поизносившийся
(В работе, видно, крут,
Избою покосившейся
Его оплачен труд).
Стоит хмельной под деревом
С весельем напоказ:
- Ну, как природа Севера,
Живут селяне как?..
А что ему отвечу я
(Стыд окатил волной):
- Деревня изувечена
Реформой и войной...
3.
Вон стонет беспризорная,-
Гниет, пустеет, мшит,-
Изба. Резьбой узорною
Подзор ее подшит.
Она казалась крепостью
И другу, и врагу,
И смерть её нелепостью
Назвать я не могу.
С поветью, пятистенная,
Со взвозом да мостом...
Большой семьи вселенная
Вмещалась в этот дом.
Тянулись поколения
Из года в новый год,
Ведя с благословением
Свой черносошный род.
Любили землю, холили:
И пашни, и луга...
И столько пота пролили,
Что хватит на века.
Да, только, той упряминки
Сломали стерженёк,
И даже вот завалинки
Потомок не сберег.
4.
Что ж,
Так уж получается -
Всему есть свой пролог:
С порога начинается
Судьба любых дорог.
Вначале на пригорки,
А дальше –
Всё в угор.
Да «закатали горки»
Хозяина в разор.
От пота плечи солоны
Да «сбиты кулаки»...
На все четыре стороны
Бежали мужики
От родового племени
Бабаевских славян
В кручинное безвременье
Да в городской бурьян.
5.
- Да где же был он, горестный,
Когда вели торги,
Когда крестьянской совестью
Платили за долги? -
Спросил у хуторянина,
А он сказал, как мог:
- Работали на "барина"
Весь этот долгий срок.
Да бились с супостатами…
Смотри, ядрёна вошь,
С мотыгой да лопатою
Сейчас не проживёшь...
6.
И битый правдой, фактами
(В душе и боль, и грусть)
Тропинкою обратною,
Как драный пёс, тащусь.
Вдоль речки, где смородина
Заполонила луг,
Где дерева колодина
Да жёрнов – камень-круг,
Где в лопухах пригорок –
Остатки хуторка.
Туда, к дороге в город,
Бреду по волокам.
(с) Плотников В.И., 1998 г. https://vk.com/doc94520355_438178479?hash=84b2f4b2584a8f3678&dl=355f8e27ea9fe1d891
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев