لَّا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُولِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
Смысловой перевод Эльмира Кулиева:
Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде —
====================
Перевод Абу Аделя:
Не равны сидящие из верующих [не участвующие в борьбе на пути Аллаха], кроме тех, которые имеют вред [слепоту, хромоту и болезнь], и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество усердствующим (на пути Аллаха) своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень [даровал им более высшие жилища в Раю]. И каждому обещал Аллах благо [Рай], а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде,
====================
Толкование ас-Саади:
Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде -
====================
Толкование Ибн Касира:
Аль-Бухари передаёт со слов аль-Бара, что когда был ниспослан аят: (لا يَسْتَوِي الْقَـاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ) Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и усердствующие на пути Аллаха – посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Позовите мне такого-то». Тот пришёл с доской, пером и чернилами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Пиши: (لا يَسْتَوِى الْقَـاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُجَـاهِدُونَ فِى سَبِيلِ اللَّهِ) “Не равны (друг другу) те из верующих, которые отсиживаются (дома), и те, что сражаются на пути Аллаха…”, - позади пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стоял Абдулла ибн Умм Мактум (который был слепым), он сказал: «О, посланник Аллаха, у меня есть причина». Тогда тут же было ниспослано: (غَيْرُ أُوْلِى الضَّرَرِ) «За исключением испытывающих вред…”» [[Аль-Бухари (фатх 196/8)]]
Бухари передаёт со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) диктовал мне аят (لا يَسْتَوِي الْقَـاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُجَـاهِدُونَ فِى سَبِيلِ اللَّهِ) “Не равны (друг другу) те из верующих, которые отсиживаются (дома) без причины, и те, что сражаются на пути Аллаха…”, к нему пришёл Ибн Умм Мактум и сказал: “О, посланник Аллаха, если бы я мог принять участие в джихаде, я бы (тоже) обязательно сражался!” − а он был слепым. И после этого Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал (новое откровение) Своему посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) нога которого, касавшаяся моей ноги, стала такой тяжёлой, что я побоялся, что (моя нога) будет раздроблена. А когда (ниспослание откровения) ему закончилось, (оказалось, что) Всемогущий и Великий Аллах ниспослал следующее: (غَيْرُ أُوْلِى الضَّرَرِ) «За исключением испытывающих вред…” [[Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше аяту и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”.]]» [[Аль-Бухари (4226)]]
Ат-Тирмизи передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята: (لَّا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُولِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ) Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и сражающиеся на пути Аллаха – этот аят был ниспослан по поводу тех, кто вышел на битву при Бадре. Когда произошла эта битва Абдулла ибн Джахш и Абдулла ибн Умм Мактум сказали: «О, посланник Аллаха, мы слепые, есть ли нам льгота?» Тогда был ниспослан аят: (لَّا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُولِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ) Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и усердствующие на пути Аллаха. Таким образом, Аллах дал преимущество муджахидам на пути Аллаха над теми, кто отсиживается дома без уважительной причины: (وَفَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَـاهِدِينَ عَلَى الْقَـاعِدِينَ أَجْراً عَظِيماً دَرَجَاتٍ مِّنْهُ) Дал Аллах преимущество усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень – т.е. в общем. Немного позже было ниспослано дополнение: (غَيْرُ أُوْلِى الضَّرَرِ) «За исключением испытывающих вред…». (Текст хадиса, рассказанного ат-Тирмизи, он также сказал, что хадис хороший, но редкий).
Слово Аллаха: (لا يَسْتَوِي الْقَـاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ) Не равняются сидящие из верующих – так было в общем, пока не было ниспослано дополнение: (غَيْرُ أُوْلِى الضَّرَرِ) «За исключением испытывающих вред…». И это стало по сути, оправданием для людей, имеющих уважительные причины на оставление джихада, и они могли бы сравниться с теми, кто участвует в джихаде своим имуществом и жизнью. Здесь имеются в виду слепые, хромые и больные люди.
В Сахихе аль-Бухари приводится хадис от Анаса о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِنَّ بِالْمَدِينَةِ أَقْوَامًا مَا سِرْتُمْ مِنْ مَسِيرٍ، وَلَا قَطَعْتُمْ مِنْ وَادٍ، إِلَّا وَهُمْ مَعَكُمْ فِيه» «Поистине есть в Медине люди, которые неизменно были бы с вами, каким бы путем вы не шли и какое бы вади ни пересекали». Люди спросили: «И они находятся в Медине?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил «نَعَمْ حَبَسَهُمُ الْعُذْر » «Да, их задержала (там) болезнь».
Слово Аллаха: (وَكُلاًّ وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى) Всем обещал Аллах благо – т.е. рай и достойное воздаяние. Это доказывает, что джихад не является индивидуальной обязанностью, скорее это коллективная обязанность [[Фарз айн – обязанность каждого мусульманина, Фарх Кифая – обязанность всей Уммы, если достаточное количество её членов выполняют её, она уже не является обязанностью для остальных.]].
Слово Аллаха: (وَفَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَـاهِدِينَ عَلَى الْقَـاعِدِينَ أَجْراً عَظِيماً) А усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящим в великой награде – затем Аллах сообщил, какое именно преимущество Он дарует им: степени в высоких райских обителях, прощение грехов и ошибок, милость и благословение, щедрое гостеприимство.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев