Средиземноморский тип трипольцев. Большинство трипольцев долихоцефалы – обладатели длинных черепов (как в
ЧЕТАЛ ХОЙЮКЕ. Малая Азия.), а для динарцев характерна сильно выраженная брахицефальность. Долихоцефальность
(долихокрания, длинноголовость) средиземноморской расы – аргумент в пользу теории проникновения на Украину
яфетидов. Земледелие, в распространении которого по Европе яфетиды, действительно, сыграли выдающуюся роль.
ЯЗЫК. ПИСЬМЕННОСТЬ.
Работы Н.3.Суслопарова по дешифровке и прочтению трипольской письменности доказывают, что трипольцы и пеласги
— это одно и то же. Среди некоторых исследователей существует мнение, что пеласги представляли собой первую
волну заселения Ионии и Балкан, которая впоследствии была ассимилирована различными автохонными племенами, не
принадлежавшими к индо-европейскому языковому семейству.
Язык носителей трипольской культуры относился к особому типу древнейших черноморско-средиземноморских языков.
Из языка трипольцев происходят, например, такие слова, как голубь, горох, орех, железо (раньше, по всей
видимости, означавшее "медь"), кобыла, могила, имена божеств Купала, Лада, Марена и многие другие.
У трипольцев была развитая знаковая система. Символика трипольцев насчитывает не меньше 300 отдельных знаков и
блоков. Трипольский орнамент – это и есть трипольская "письменность".
В трипольской культуре присутствовала начальная фаза возникновения иероглифической письменности, для которой
развитый набор знаков есть замечательной базой. Для завершения процесса создания письменности трипольцам
оставалось сделать немного,– увеличить частоту использования основного массива знаков и длину записываемой
информации и перейти из сосудов на глиняные таблички. У трипольцев была объемная знаковая система – глиняных
"жетонов", конусов, полусфер, цилиндров, кулек для счета. В Восточной Румынии на неолитическом поселении
Тертерия найденные глиняные кружочки - "жетоны" с идеомографическими надписями, которые свидетельствуют о
наличии у трипольцев протописьменности.
Некоторые трипольские символы имеют сходство с шумерской клинописью.
Носители трипольской культуры поддерживали прямые или опосредованные связи со многими другими высокими
культурами того времени, осуществляли хозяйственный и культурный обмен с Кавказом, Египтом, Месопотамией,
Малой Азией (регион Троина территории современной Турции). Но особенно тесную связь и даже родство имела
трипольская культура с Балканами, Критом и другими островами Эгейского моря, где процветала эгейская (или
крито-минойская) культура. Есть основания даже для утверждения о существовании за несколько тысячелетий до
новой эры единого культурного пространства "от Киева до Крита".
МАТРИАРХАТ
Ученые всегда считали, что в трипольских городах царил матриархат.
Считаетя, что матриархат сложился у народа, живших на Ближнем Востоке, — в связи с переходом от охоты к
скотоводству и земледелию. М.А. Чмыхов в своей работе «Давня культура» отмечает, что примерно с 5.800 года до
н. э. в соответствующих культурах исчезают изображения охотничьих сцен и образ Бога-мужчины. Жизнь становится
сытой и стабильной. Быт становится более благоустроенным, появляется расписная посуда, множество статуэток.
Эрос приходит на смену Аресу, Кибелла — на смену Артемиде.
Наибольшего развития культура Хаджилара(Турция) достигает в период от 5.435 до 5.250 г. до н. э. Теперь образ
мужчины символизирует голова быка, на которой восседает женщина. Трипольцы изготовляли статуэтки изящных
девушек, так и дородных матрон, восседающих на шикарных креслах, стилизованных под бычью голову.
Примерно в 5.250 г. до н. э. культура Хаджилар-2 (Турция) погибает под ударами завоевателей. И примерно в это
же время на Балканах появляются пришельцы из Малой Азии, вероятно, беженцы.
Трипольцы имели оригинальную систему мифологических представлений, в центре которой находились три божества -
богиня-мать, бык и змея.
Культ заклинания воды, вызывания дождя
Славянская символика: зигзаг – вода, меандр – земля:
«Схематичная женская фигура со стержнем вместо головы (Культура Тисса. 5.000 г. до н. э.) украшена двумя
видами узора: туловище покрыто меандрово-ковровым узором, а от грудей вниз прочерчены две четкие зигзаговые
линии. Женская фигура держит на голове огромный сосуд; от ее грудей вниз текут потоки. Сосуд с личиной и
грудями в верхней части покрыт вертикальными струйчатыми линиями. В широкой средней части, соответствующей
бедрам, орнамент меняется, и зигзаги переходят в меандрово-ковровый узор – вода достигла земли….».
В трипольских поселениях часто встречаются своеобразные ритуальные сосуды - три или четыре (а иногда и одна)
женские фигуры вздымают к небу огромную чашу. Такой обычай, связанный с магией плодородия, сохранился у многих
народов и сейчас. "Когда болгары творят священный новогодний хлеб, три старшие в семье женщины трижды вздымают
к небу квашню с тестом. Древние славяне поднимали к небу ковш, наполненный зерном. Этот обряд перешёл потом и
в православную церковь".
На древних ритуальных сосудах очень часто изображаются рельефно две женские груди. Сосуды использовались для
магического вызова дождя.
Есть и изображения обряда заклинаний воды: на трипольском поселении Незвиско найдены миниатюрное креслице,
статуэтка сидящей женщины, модель магического сосуда и миниатюрный черпачок. На другом поселении найдена
глиняная статуэтка: на орнаментированном стульце сидит обнажённая женщина. На коленях у неё магическая чара
для воды. Женщина держит чару обеими руками и откинула корпус назад, чтобы не заслонять небо над сосудом.
Статуэтки изображали один из обрядов заклинания воды. Такие "чаровники" (чародейки) в XI-XII вв. на Руси
назывались ещё и "облакопрогонители", т.е. колдунами, повелевающими облаками.
Обряд «Колосок»
Уникальным является сосуд из южной части области линейно-ленточной керамики (Культура линейно-ленточной
керамики. яфетиды) с изображением женщины и деревьев. Две стенки прямоугольного ящика покрыты крайне
своеобразными рисунками: на одной дана женская фигура, около которой изображены небольшие рогульки; на второй
– представлены два развесистых дерева (яблони) с листьями или плодами; среди ветвей видны такие же рогульки.
Создается впечатление, что женщина как бы сажала в землю рогульки-саженцы (или призывала благодать на
маленькие деревца). Второй рисунок показывает уже результаты ее действий – большие, выросшие деревья.
Единичность этой интересной находки не позволяет настаивать на таком предположении в его развернутой форме, но
связь глиняного ящичка с магией растительности вполне вероятна. Сам ящик (10 х 17 см) мог предназначаться для
проращиваания семян».
Нанесение точечного орнамента на керамику настоящими зернами злаков, что, конечно, очень убедительно
свидетельствует об аграрной магии. Специальная жертвенная яма на поселении Брапч (Культура Лендьел.) с
захоронением в ней головы быка.
На трипольских поселениях в большом количестве встречаются глиняные статуэтки божеств плодородия. Во многие из
них вмурованы зёрна пшеницы. На животах этих фигурок то оттиск зерна, то небольшой бугорок (означающий
беременность), то изображение колоса. Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырёх квадратов с
точками.Пережитки этого древнего обычая наблюдаются в изображениях христианской богини плодородия -
богоматери, которую на Руси иногда рисовали с изображением на животе ещё не родившегося Христа.
"Звёздный образ Майи - это крылатая девушка, которая держит в руке колос. Майю Златогорку славяне почитали
покровительницей полей, а золотые косы её сравнивали с колосьями ржи".
«Более поздние (III тыс. до н. э.) фигурки изображают юных девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и
миниатюрными грудями. Е. В. Аничков в своей работе о весенних аграрных песнях приводит русский обряд
(выродившийся уже в игру), совершаемый тогда, когда хлеба начинают колоситься. Игра называется «Колосок»;
главное действующее лицо - девочка лет 12, которую и называют «колоском». Трипольская девочка, погребенная в
Выхватинском могильнике, в могилу которой были положены три глиняные фигурки юных девочек, быть может, была
исполнительницей обряда «колосок». Этнографическая запись свидетельствует, что девочку - «колосок» нарядно
одевали; на юных фигурках позднего триполья (в том числе и на скульптурах девочки из Выхватинец) нередко
встречаем изображения разнообразных украшений: ожерелий, поясов, набедренных повязок со свисающей бахромой».
На древних сосудах трипольцы обычно рисунки делили на три части: в верхней части изображали скопление воды, в
середине помещалось изображение солнца, луны, полоса дождя, внизу растут деревья, стоят люди или животные.
Сложное трёхчленное деление орнаментируемой поверхности у древних трипольцев говорит о представлении о
трёхчленном делении мира. Наиболее известные из триединых изображений – три колоска, не только олицетворяющие
древо жизни, но и создающие образ Триединого Мира земледельца. Сам же образ земледелия в искусстве трипольцев
набирает планетарное изображение. Зерно вырастает из самого Солнца и разрастается триединым древом в
Галактике. На другом горшке (из Майданецкого города) зерно соединяет Небо и Землю. Такого образа космического
обобщения земледелия не найдено больше ни в одной культуре.
Праздник «Роженицы» (8 сентября) и новогодние святки
«Особый интерес представляет святилище, раскопанное в Сабатиновке на Южном Буге. Перед нами – своеобразный
женский дом, связанный с выпечкой ритуального хлеба. В балканской и восточнославянской этнографии обрядовое
хлебное печенье было особенно обязательным в двух случаях: во-первых, при праздновании урожая, когда
торжественно выпекался хлеб из свежеобмолоченного зерна, и, во-вторых, на зимние новогодние святки, когда
производилось превентивное заклинание природы по поводу урожая предстоящего года. Первый, осенний обряд был
прямо связан с языческими роженицами (8 сентября) и со специальной трапезой в их честь. Аналогия с
этнографическим обрядом неполна, но она проясняет основное в сабатиновском святилище, в котором есть пять
жерновков для размола зерен, сосуд для воды или теста, печь для выпечки хлеба. Женские глиняные статуэтки у
жерновков, у печи, у сосудов и на алтаре должны были обеспечить магическую неприкосновенность и силу
изготовляемого ритуального печенья. Отдельно лежащая на каменном пороге святилища костяная фигурка охраняла
вход в помещение, где происходил обряд выпекания каких-то ритуальных хлебных изделий, по всей вероятности
посвященных древним роженицам».
Нет комментариев