Два - три года.
Нам, взрослым людям, весьма сложно представить себе, как наши дети воспринимают окружающий
мир и себя в нем в первые два года жизни.
Точно известно одно: на третьем году наше дитя начинает ощущать себя личностью, этакой отдельной ото всех единицей со своими желаниями и возможностями.
Зачастую неадекватно оценивая возможности, ребенок решительно заявляет родителям о намерении сбросить с себя бремя чрезвычайной, как он считает, опеки и стать творцом своей судьбы. Он противопоставляет свои желания и поступки требованиям и запретам взрослых, говорит Нет!, не дослушав просьбы, и бездумно идет на конфликты на ровном месте. Если в интонации взрослого малышу почудится повелительная нотка, он решительно откажется от заманчивого предложения или любимого угощения и устроит рыдания, потому что отказываться все-таки жалко. Одни родители в недоумении разведут руками, другие отшлепают, «чтоб не зарывался».Этот трудный для родителей и для самого малыша период характеризуется появлением в его речи местоимения Я, а вскоре всем знакомого Я сам.Если родители сумеют правильно воспользоваться стремлением малыша к самостоятельности, найдут в общении с ним правильный тон, этот год может стать действительно революционным в развитии самостоятельности, умений, речи, мышления малыша, то есть в его общем развитии.
Если же, стремясь «не потакать капризам», взрослые спорят и конфликтуют с маленьким упрямцем, не стараясь обойти острые углы и найти с ним общий язык, они только тренируют его умение упрямиться и конфликтовать.
На третьем году жизни у детей появляются элементарные суждения об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, и эти суждения и впечатления находят свое отражение в сюжетных играх, которые активно развиваются. Малыши постепенно отказываются от игр в одиночку или «рядом», и к трем годам нередко начинают взаимодействовать в игре, чему способствует резко возросший словарный запас.Если прежде бурная деятельность ребенка не имела определенной цели, он занимался делом «ради дела», то на третьем году он заметит, что любая деятельность приводит к какому-то результату и начнет ставить перед собой определенные цели. Развитие ребёнка. Два - три года. ИнтеллектРазвитие ребёнка. Два - три года. Мелкая моторикаРазвитие ребёнка. Два - три года. РисованиеРазвитие ребёнка. Два - три года. ГрамотаРазвитие ребёнка. Два - три года. Развитие речиРазвитие ребёнка. Два - три года. ЛитератураРазвитие ребёнка. Два - три года. Игры и игрушки Развитие интеллектаГде бы малыш ни находился, что бы ни рассматривал, ни изучал в данную минуту (а изучает он постоянно, даже играя), ему нужен ваш комментарий или ваша консультация. Чего ребенок и требует, задавая бесчисленные вопросы. Он сопоставляет увиденное и услышанное, ищет связи между отдельными явлениями и делая свои умозаключения, обсуждает их со взрослыми.Каждый вопрос — прекрасная возможность для взрослого расширить представление ребенка об окружающем мире и развить его речь, ведь взрослые
люди — самый главный источник знаний для маленького ребенка.Мы расскажем малышу, пользуясь впечатлениями прогулки, как из маленького зернышка может вырасти красивый цветок или большое дерево, что кошка и птичка питаются совсем по-разному, что люди ходят на работу для того, чтобы чем-то помочь другим людям: водитель автобуса везет тебя домой, врач вылечит от болезни, продавец продаст хлеб. Каждую вещь, которая есть в доме, сделали для нас люди. В результате таких бесед, в процессе игр ребенок узнает обобщающие слова: обувь, одежда, игрушки, еда.Если мама готовит, она скажет, что режет для борща овощи, и каждый овощ покажет, даст попробовать.
Обратит внимание ребенка на то, какие они разные: морковка сладкая, капустка хрустящая, укроп — душистый, и все они помогают людям быть здоровыми, а малышам — хорошо расти.Если папе нужно забить гвоздь, он покажет своему помощнику, сколько у него гвоздей, гвоздиков, гаек, шайбочек и болтиков. Приложив друг к другу несколько гвоздей, он выяснит вместе с малышом, что один короткий, другой — длиннее, а третий — самый длинный, обратит внимание на разную толщину, а потом, показав один из гвоздиков, попросит его найти такой же. Перебирая гвозди в поисках «такого же», ребенок упражняет пальчики, внимание, потренируется в сравнении длины и ширины предметов.Укладывая малыша спать, вы, наверное, не раз приговаривали ему: Все птички спят, и рыбки спят, и киски спят, и собачки спят, и это — истинная правда.
Расскажите малышу, что вечером, когда солнышко уходит спать, ложимся спать и мы, и большинство животных, а когда солнышко поднимается, наступает утро; что у людей есть дела утренние, дневные, вечерние.Что касается сезонных изменений в природе, то память малыша пока коротковата, чтобы охватить все изменения, которые произошли за год, но дать представление о том, что когда было тепло и он играл а одних трусиках в песке, было лето, а когда выпал снег и пришлось надеть шубку с шапкой и пришел Новый год, — это была зима, об этом поговорить с ребенком можно.Поскольку двухлетка начинает замечать причинно-следственные связи, полезно задавать ему вопросы: Почему на улице дорога мокрая? (дождь прошел), Почему люди в пальто? (на улице холодно), Почему листья летят над землей? (ветер дует). Полезно взрослым и самим объяснять ребенку взаимосвязь различных явлений.О свойствах разных материалов у малыша сложилось представление еще в годовалом возрасте, когда он имел возможность постучать по столу сначала металлической ложкой, потом — деревянной. Теперь ему пора узнать, что матрешка и стул со столом сделаны из дерева, что нож, вилки, сковородка — из металла, поэтому очень прочные, а вот чашки и тарелки — из стекла, и именно поэтому бьются, если их роняют. Во время купания и мытья посуды покажите, как ведут себя разные материалы на воде: стекло и металл тонут, потому что они тяжелые, а дерево легкое, может плавать, поэтому из него делают лодки. Пусть малыш удивится, что поролоновая мочалка, лоскут материи сначала плавают, а потом начинают тонуть: водички напились и отяжелели.Бесконечно огромен и неисчерпаемо интересен наш мир для малыша. Чем больше ребенок узнает, тем больше задает вопросов и больше хочет узнать. Подпитайте его любознательность интересными рассказами и увлекательными экспериментами. Все эти рассказы и беседы не отнимают много времени и не требуют специальной обстановки. Их можно проводить сидя в очереди к врачу, во время прогулки или поездки в транспорте.А вот для игр, развивающих мышление в целом и такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, желательно выкраивать по пять минут каждый день, а иногда — и дважды в день.Жизненный опыт нашего малыша позволяет, наконец, начать знакомить его с такой необыкновенной, замечательной, таящей в себе массу дидактических (обучающих) возможностей игрой, как игра в... обыкновенный магазин. В первых играх, которые пока что весьма коротки, вы, конечно, продавец, а малыш будет приводить игрушки — покупателей — и играть их роль.Для начала у нас только один отдел, прилавок сделан из двух стульев, сдвинутых друг к другу сиденьями.
Суть здесь даже не в самой игре, а в подготовке к ней. Итак, наши первые игры посвящены закреплению таких слов, как еда, посуда, одежда, обувь. Во всех магазинах присутствует пересчет денег, что также нам на руку. Итак, вы говорите своему ребенку: Давай играть в магазин, где продают еду. Вот сюда, — показываете на «прилавок», — мы сложим разную игрушечную еду и будем продавать. Какую еду ты. знаешь? Хлеб? Давай. Колбаса? Хорошо. Вот это будет молоко. Скорее всего, у вас нет муляжей различных продуктов питания. Значит, вы будете брать заменители.
Желтый брусок — хлеб, красный — колбаса, желтый кубик — молоко, несколько синих — картошка... Сколько
заменителей запомните вы, взрослый человек? Пусть и ваш покупатель потренирует память. Получив «оплату», не спешите подавать «покупку», скажите вежливо: Возьмите, пожалуйста. Пусть малыш вспомнит, какой кубик или брусок чем у вас был, и возьмет сам. Подобрав «еду», договоритесь, что у вас будет «деньгами». Пуговицы, например. Сначала — все одинаковые.Через несколько игр пусть пуговицы будут двух цветов — один цвет знакомый, другой — с которым только познакомились, будем запоминать название цвета. Ближе к трем годам добавим еще и другой размер, то есть пуговицы будут одного цвета, большие и маленькие, и другого цвета, большие и маленькие. Если вы до этого счет не учили, прекрасный повод начать обучение, а пока продаете товар просто «За одну денежку», можете в первую же игру потребовать и две. Позже вы попросите у покупателя три денежки: одну желтую и две зеленых. Ближе к трем годам рассчитаться с вами будет совсем непросто: денежку придется выбирать по двум признакам: синюю, да еще большую, белую и маленькую, а всего — две. Тут головой подумать придется!
В игрушечном магазине «товаром» будут, конечно, игрушки, и ребенок окончательно усвоит смысл этого обобщающего слова. Опять потренируем память: наш мишка-именинник, заказывая подарок, не ограничится машинкой, а потребует еще и мячик с неваляшкой.
Интересно, запомнит маленькая «мама» мишкин заказ, или ей придется напомнить?Поскольку к трем годам ребенку нужно усвоить, чем питаются наиболее распространенные животные, пошлем в магазин, где продаются корма, собачку. Она купит обед себе и своим соседям: корове, лошадке, кошке, петушку с курочкой, стайке драчливых воробьев и домашней белочке.А как насчет знакомства с профессиями? Мишка открывает столовую для лесных зверят. Ему придется поехать в большой магазин и купить все, что необходимо для работы: мебель, посуду, продукты. Естественно, вы не сделаете покупки, не обсудив, для чего нужен тот или иной предмет и что можно приготовить из того или иного продукта.
Хороший повод поиграть в магазин — перемена погоды. Сводите туда куколку, подберите ей одежду к наступающему сезону. Активизируйте в ходе игры слова: большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий. Обсудите цвета одежды.
Если вам покажется сложным найти предметы, которые будут «товаром», кроме игрушек и муляжей, можно использовать заменители, о которых мы уже говорили, и многочисленные картинки, которые вам есть смысл повырезать — чем больше, тем лучше, — не только для магазина, но и для других обучающих игр.
Пусть вас не смущает, что «покупатели» объемные, а «товар» — плоский, поскольку ребенка это обычно не смущает.
Вот еще игры с картинками, которые помогут малышу закрепить знания об окружающем мире.
Строите дом из квадрата и треугольника. Это — детский сад для зверят. Помещаете туда картинки с изображением детенышей животных. Каждая мама, которая приходит за ребеночком, говорит фразу, где называет его: Где же мой щеночек? Котеночек мой, иди домой и т. д. Если малыш затрудняется, детеныша зовете вы. Когда нет нужной картинки, без всяких сомнений, используйте заменитель — кружочек, например, нужного цвета. Это только активизирует память и воображение нашего ученика. Для закрепления обобщающих слов и обучения классификации предметов берем картинки с изображением двух-трех групп предметов, перемешиваем их и просим ребенка, разложить «по кучкам*. Это если коротко. Но пока ребенок мал, лучше, конечно, обыграть задание в виде простеньких сказочек.Таких, например.Побегал ежик по саду-огороду и принес своим малышам на иголках фрукты и овощи на обед (раскладываете картинки). А малыши, капризные такие, кричат: «Не хотим овощи, хотим сладенькие фрукты!».Выбери для ежат фрукты из всего, что принес ежик.Или:Зайчонку подарили две книжки. В одной были картинки про животных, в другой — про растения. Зайчишка не убрал на ночь книжки на полочку, вот ночью картинки повыскакивали со страничек и стали баловаться (выкладываете картинки). А утром картинки заблудились, не знают, какой в какую книжку идти. Разложи животных и растения отдельно.Или:Вот едет поезд. «Ту-ту!» — гудит паровоз (строите из квадратов и кружочков три вагона). Поезд везет людям нужные им вещи (выкладываете картинки).
В одном вагоне — мебель, в другом — посуду, в третьем — одежду. Разложи «вещи» по вагонам.
Делая из строительного материала различные постройки, складывая у него на глазах из геометрических фигур домики, кораблики и поезда, вы продемонстрировали малышу, что целое состоит из частей.Пришло время потренировать его мышление составлением разрезных картинок. Берете простенькую картинку, на которой изображен только один, знакомый ребенку предмет, и разрезаете ее на две части. Показываете ее малышу и говорите: Ножнички порезали картинку. Можешь ее починить? Не думайте, что для ребенка это так же элементарно, как для вас. Если ему потребуется помощь, постарайтесь подсказать словами, но не показывайте, что нужно сделать. Ведь мы хотим, чтобы он сам додумался, а не заучил наши действия. Если картинка так и не составится, скажите: Хитрая какая картинка, не хочет составляться! Ну, в другой раз попробуем. И уберите ее. Через некоторое время пусть ваш малыш сделает еще один подход.Когда первый бастион будет взят, возьмите другую простую картинку и разрежьте на две части по-другому (разрезать можно вдоль, поперек, по диагонали, на две неравные части).Одновременно можно купить один или два комплекта составных картинок на четырех кубиках.Для развития мышления немного преобразуем и продолжим игру с геометрическими фигурами, будем делать геометрическую аппликацию. Сильно облегчает подготовку к ней угольник с пробитыми отверстиями в виде геометрических фигур. Сначала обводите нужную фигуру на листе, где будет аппликация, потом ее же обводите на цветном картоне и вырезаете. Наша главная цель на данном этапе — научить малыша правильно накладывать вырезанную геометрическую фигуру на нарисованную и приклеивать ее. Фантазия, геометрическое мышление, эстетическое восприятие, аккуратность при выполнении аппликации совершенствуются попутно. В течение года, после двух с половиной лет, к уже известным фигурам — кругу, треугольнику и квадрату — добавляем овал (длинненький кружок) и прямоугольник (длинненький квадратик).Выполняя аппликацию, намазываете (а со временем даете намазать ребенку) небольшим количеством клея не вырезанную, а нарисованную фигуру, чтобы малыш, примеряя, как лучше приклеить, не пачкал клеем руки.
Итак, с помощью угольника обводите три круга разных размеров. Вырезаете такие же из цветного картона (одностороннего). Говорите малышу: Это мячики. Один большой, другой поменьше, третий — самый маленький. На, закрой их цветными мячами, а потом приклеим. Подобрать круги по размерам ребенок должен сам. Возможно, прикладывая вырезанные к нарисованным неправильно, он не заметит ошибки. Обратите его внимание на разницу в размерах и попросите найти нужный круг. Только после этого намазывайте клей. Окончательно наложить и наклеить круг должен он сам. Так, как сумеет. Через несколько месяцев вернитесь к этому заданию, только теперь вы будете наклеивать мячи цветные, из двух полукругов разных цветов.
Ребенок получит листок такой же, как и раньше, с тремя нарисованными кругами, не разделенными пополам.
А вот накладывать ему придется шесть полукругов, подбирая их по размерам. Это довольно сложное
задание для двухлетки, и если потребуется, покажите ему, как приложить один вырезанный полукруг к другому, чтобы сравнить по размеру.
Из трех кругов разных размеров, поставленных один на другой, вы сделаете снеговика, из двух — неваляшку. Через какое-то время можно вернуться к теме неваляшки и сделать ее уже с круглыми глазками й двумя круглыми ручками. Не удивляйтесь, если ребенок соберется приклеить глазки где-нибудь в стороне от головы.
В этом возрасте еще недостаточно развито восприятие.
Рассмотрите игрушку вместе, убедитесь, что глазки находятся на головке. Найдите головку на аппликации и сообща определите, где же быть глазкам.Как делать из треугольников елки и лодочки, из квадратов с треугольниками дома, вы знаете. Когда позже вернетесь к этим аппликациям, чтобы сделать их с окошками, рассмотрите рисунки с домиками, чтобы
определиться, где клеить окна.Ближе к трем годам из этих элементарных фигур можно будет сделать целые сюжеты: улицу из нескольких домов, украшенную елками, еловый лес со снеговиком, игровой уголок с мячами, неваляшкой и постройками из кубиков. А к Новому году вы можете наклеить большую елку из треугольников, украсить ее цветными шарами, яркими избушками и гирляндами из треугольных и прямоугольных флажков. Делая сюжетные работы, нужно помнить, что маленький ребенок не может заниматься аппликацией долго, даже 10 минут — это много. Поэтому за одно занятие вы масштабный замысел не осуществите, придется разбивать на несколько, заранее договариваясь об этом с малышом. Работая над елочкой, сделайте ее таких размеров, чтобы украшения были не мельче двух, а лучше — трех сантиметров.
Познакомив малыша с овалом и прямоугольником, вы получите дополнительную возможность делать фигурки, туловища, ручки, ножки и лапки, грузовику — кузов, пароходу — трубу и так далее . Несмотря на то, что фигурки и картинки придуманы не ребенком (ему это еще не под силу), такая геометрическая аппликация развивает пространственное мышление и фантазию.Картонные фигурки, которые помогли нам усвоить цвета и фигуры, пригодятся и дальше. Продолжаем работу на классификацию предметов по одному из трех признаков: цвет, размер, форма.Цвет.Берем три фигурки разной формы — кружочки, треугольники или квадраты — одного цвета и размера. Рядом кладем такую же фигуру того же размера, но другого цвета. Говорим малышу: Все фигуры одного цвета, а одна — другого. Убери лишнюю, не такую. Можно сформулировать задание сложнее: Все фигуры одинаковые, а одна — другая. Убери ее. В этом случае ребенок должен будет сам сообразить, по какому признаку круги, квадраты и треугольники — одинаковые (по цвету).Продолжаем игру в цветные «домики», только уже без «домиков», то есть смешиваем фигурки одного размера и двух-трех цветов. Потом раскладываем их по цветам. Только уже не на большие цветные фигуры, а просто на кучки.Форма.Играем аналогично, только ведущий признак уже не цвет, а форма. Берем, предположим, треугольники одного размера, но разного цвета и квадрат или круг любого цвета, просим ребенка убрать лишнюю фигуру.
Предлагаем разложить на кучки перемешанные квадраты, круги и треугольники так, чтобы все фигуры одной формы были вместе.Когда в наших играх ведущий признак — размер, берем фигуры разного размера, но одной формы и одного цвета. Сначала от всех больших фигур убираем одну «лишнюю» (маленькую), потом смешанные фигуры разбираем по кучкам: на большие и на маленькие.Формы, цвета, размеры... То, что просто и элементарно для вас, способно иногда запутать маленького ученика, особенно если ему дать задание рассортировать фигуры по двум признакам. Например, из полного набора фигур выбрать красные квадраты — отдельно, синие треугольники — отдельно, а третий признак — размер — не в счет.
Поэтому не смешивайте в один день несколько ведущих признаков, то есть если сегодня у вас занятие на цвет, уже не давайте такие задания, где ведущий признак — форма.
После знакомства с овалом и прямоугольником добавьте и эти фигуры двух размеров, четырех цветов в ваш комплект, задания станут разнообразнее, но при этом и сложнее. Возможно, ваш ученик до занятий или после проявляет инициативу и просит в фигурки поиграть, вспоминая ваши аппликации, пытается построить что-то подобное. Замечательно, пусть строит. Вы ему показали пример, а теперь не вмешивайтесь, пускай развивает мышление и память. А вы ему поможете, научив другому — строить ритмические дорожки, а потом — узоры. Это формирует мышление ребенка, его умение предвидеть.
Начинаем с простейшего, берем кружки желтые и красные, выкладываем в дорожку: желтый, красный, желтый, красный, желтый... А дальше какой? — спрашиваем у ребенка. Если он теряется, продолжаем выкладывать, вслух приговариваем: желтый, красный... Вскоре повторяем свой вопрос. Если ответа не последует, повторяем занятие через пару недель. В случае успеха в следующих занятиях будем брать другие ритмы: квадрат — треугольник, большая фигура — маленькая.
Потренируем память и внимание. Берем большие фигуры: два квадрата, треугольник и круг. Просим малыша отвернуться, прячем одну из фигур, просим малыша угадать, какой фигуры не стало. Строим дорожку из синих круга, квадрата, треугольника и овала. Рядом — из синих круга, квадрата, треугольника и желтого овала. Говорим ребенку: у меня сначала получилась такая дорожка (показываете первую), а потом — такая (вторая), что в ней изменилось?
Все описанные игры нужно проводить не только с геометрическими фигурами, но и с разными картинками, игрушками, предметами. Только представьте себе все многообразие вариантов! Пока ребенок мал, для игры больше трех-четырех предметов не берем, а разница между первым и вторым набором предметов должна бросаться в глаза.
Игра «Чудесный мешочек» способствует развитию восприятия, запоминанию признаков предметов, созданию их образов в уме ребенка. Нашему малышу подойдет пока самый простой ее вариант. Кладете в мешочек с завязкой наверху небольшой мячик, примерно того же размера кубик и треугольную призму — крышу. Пусть ребенок, засунув руку в мешочек, на ощупь определит, какая фигура ему попалась, а потом, вытащив ее и посмотрев, проверит, не ошибся ли он.
И еще игра на внимание и соображение.Берем чашку, тарелку, блюдце и ложки, раскладываем на столе. Или берем из строительного набора треугольную призму, желтый брусок, зеленый брусок и два синих кубика.
Или берем детские носочки по одному из каждой пары, а одну пару целиком (при условии, что по расцветке носки совсем не похожи). Во всех случаях просим ребенка найти два одинаковых предмета.
Ваш ученик уже знаком с детским лото. Теперь, когда он подрос, попробуйте поиграть с ним в эту игру по всем правилам. Наборы картинок в этих играх бывают разные. Бывают лото о растениях, животных.
Если вы купите несколько разных наборов, эта игра поможет вам и в развитии речи малыша.
Детское домино также требует от ребенка умения найти «такую же» картинку. Поскольку малыш, видимо, пока не поймет, как нужно «идти на базар» и добирать недостающие кости, можно просто, разложив перед ним все детали, предложить составить из них дорожку, приставляя одинаковые картинки друг к другу.
Такая игра, кстати, развивает и внимание. Предлагая двухлетке лото и домино, нужно помнить, что малыш пока неусидчив, и этот факт помешает ему полноценно играть в эти игры от начала и до конца. Заканчивайте игру раньше, чем она ему надоест.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев