Как приятно после долгих трудовых будней и городской суеты провести отдых на лоне природы, около вечернего костра; послушать охотничьи и рыбацкие байки, отдохнуть душой и телом.
Трое путников с огромными рюкзаками двигались по еле заметной, утопающей местами в глубоком мху, тропинке. Вокруг стоял густой вековой кедрач, проблескивая местами плешинами шерлопника. Тропа круто поворачивала вправо и резко уходила вниз горы. Путники преодолевали последний отрезок пути, ведущий к охотничьей избушке. Еще один короткий спуск, и их взгляду открывается небольшой луг, окруженный поросшей кедрачом горой. Весь луг был усыпан растущими цветами жарков (их еще называют огонькам) и горел, начиная от оранжевого до бордового цвета, и на фоне заходящего солнца, искрился маленькими яркими звездочками. От этого все вокруг становилось сказочно. Если поглядеть на местность сверху, то она походила на огромный кувшин, опрокинутый набок, а к его днищу притулилась избушка с навесом. Рядом с ней разбито место для костра, стоял дощатый стол и табуретки – чурки.
Затявкала собака - лайка. На лай из избушки вышел дед, не большего роста, лохматой седой бородой и картузом на голове, похожий на шляпу гриба; ну, точно, сказочный персонаж.
- Кто это к нам в гости жалует? – цыкнув на собаку и прикрывая ладонью глаза от солнца, спросил он. Мы подошли, поздоровались, назвав себя по именам.
- А как Вас звать – величать? Спросили мы.
- Нас величать не надо, зовите просто дедом, дед Тимофей. Мы, охотники, величаем только хозяина тайги, медведя - Михайлом Потапычем. Располагайтесь ребята. Небось намаялись.
Мы сняли свои увесистые рюкзаки. Сели, с удовольствием вытянув свои уставшие ноги.
- На Бирюсу, наверно, путь держите? – спросил дед. Да, хотим немного отдохнуть, подышать свежим воздухом, рыбку половить, лишь бы нам погода не подвела. Тимофеич сел, раскурил набитую табаком трубку.
- Погода, думаю, неделю “ ведра” простоят. Давайте ужин готовить, а то, вишь, скоро солнце за шапку зайдет. Принесите водицы из родника, пройдите туда вот по этой тропинке, да, заодно черемши нарвите, а я костром займусь. Взяв котелки, пошли за водой. В шагах двадцати от избушки увидели камень не большого размера, из-под которого бил родничок. Возле него росли крупная, толщиной в палец, черемша и дикий лук. Набрав всего, вернулись к костру.
- Вкусная у вас здесь вода, пьешь и не напьешься. В городе везде вода с хлоркой, пить не хочется. На что дед ответил:
- Вода эта живая. Он, родник, есть начало всей жизни. От этого слова образованы: род – родня – родина.
Дед явно хотел выговориться, соскучился по собеседникам. Разговаривая, он ловко орудовал деревянной ложкой, готовя из крупы и тушенки не хитрый ужин.
- Родник дает начало реке, но не всякой, например, Ангара из озера начинается, - возразил я.
- Ангара – особый случай. Она без рода и племени. У батьки – Байкала в падчерицах служила. Слышали легенду об Ангаре. И, не дав нам что – либо ответить, вернулся к прежнему разговору.
- Вот он, родничок; бежит чистый, красивый, посмотреть любо-дорого. Маленький, слабый, а спустишься по нему чуть ниже – рекой образуется. И бежит она от истока до устья вся кристально чистая и красивая, а другие – всяким мусором и хламом обрастают. Так и с людьми получается. Ангара не убежала бы к своему красавцу-Енисею, если не помогли ей две сестры.
- Какие еще две сестры? – Почти хором спросили мы.
- Давайте сначала повечерим, каша в котелке уже простыла, а об этом расскажу позже.
Солнца давно уже не стало. Поляна с цветами стала видна темно-зеленым ковром. Жарки, закрыв свои бутоны, вобрали в себя последние лучики солнца и опустили свои головы, дожидаясь прихода нового дня. Дед пригласил нас в избушку на ночлег. Все, как могли, устроились на двух деревянных нарах, встроенных по двум сторонам помещения. Дед начал свой рассказ:
- Давно это было. Я уже с войны пришел, определили меня в обоз возить в поселок Яга различные грузы. Морозы в те года были лютые, снегу в горах выпадало до полутора метров толщиной, а ехать надо было семьдесят километров. Однажды в дороге застыл я и очень шибко захворал, легкие застудил. Врачи посоветовали медвежий жир пить и сосновым воздухом дышать. Так вот, взяли меня на поправку карагасы из Нижней Гутары.
- Кто такие карагасы,- спросили мы.
- Так тофоларов называют. ( Это небольшая этническая группа тюркского происхождения и в переводе на русский означает – черный гусь). Вылечили они меня медвежьим жиром и разными травами. С тех пор я с тайгой и не расстаюсь. От них и услыхал историю о двух сестрах.
Слушайте.
«У Восточного Саяна было много детей, но любимыми были две дочери; Уда и Бирюса. Уда жила на горе Хмурой, а Бирюса – Перевальной. Стерег их отец пуще глаз своих. Однажды от лесного люда и от ветров буйных слух дошел, бут-то Ангара убежала от Байкала к красавцу Енисею. Заволновался Саян, как бы его любимицы не убежали; стал вокруг их жилья горы строить, лабиринты каменные плести. Сестры же, узнав эту новость, затаили мечту, как бы им хоть одним глазком на этого красавца взглянуть. И вот, улучив момент, сбежали они от отца. Бирюса побежала на закат Солнца, вдоль двух хребтов; Гутарским и Бирюсинским.Уда, в спешке, перепутала направление, устремилась на восход Солнца, но вскоре поняла свою ошибку, повернула на север, спрятавшись за хребет Удинский. Ручейки и речки малые помогали им спрятаться от погони. Рассердился Саян, начал горы меж собой сдвигать, морозом их заковывать, но ничего не могло остановить их бег. Солнце снег и лед таяло, силу беглянкам давало и они, разбивая лед и льдины, сметали все на своем пути. Грохот стоял такой, что вокруг горы тряслись и разваливались на мелкие кусочки. Но, вот, устав от такой бешенной гонки, вышли равнинные просторы, стали они спокойными и еще более привлекательными. В это время донесли птицы перелетные весть, что Ангара совсем уже близко от Енисея, и их разделяет могучий Енисейский Кряж, и она просит помощи, чтобы преодолеть препятствие.
Подумала Бирюса и решила помочь сопернице, а там видно будет, кто Енисею милее, да и повернула на север – к Ангаре, изменив свое имя на Она. Уда также такие думы задумала и назвалась именем – Чуна. И вот мчатся сестры к Ангаре на помощь, вынашивая свои скрытые замыслы. Встретились они, обрадовались, но виду не подают, что родные сестры. Решили дальше продолжить путь вместе, но под общим именем, для того, чтобы Ангара не заподозрила их намерений, назвались они одним именем – Тасеева. Пришла Тасеева к Ангаре и разорвали сообща Енисейский Кряж, и все вместе попали в объятия Енисея. Кто из трех соперниц стал милее – Енисей хранит в тайне до сих пор». Вот такая легенда про двух сестер, - закончил дед. – А теперь пора спать, время позднее, а вставать рано.
Я долго не мог уснуть, ворочаясь на жестком лежаке, раздумывая о рассказанном. Может он на самом деле слышал эту историю от тофоларов, или за долгие годы лесной жизни сам выдумал. Не будем его за это судить.
Утром, позавтракав и поблагодарив хозяина за гостеприимство, собрали свои рюкзаки, и с первыми лучами солнца зашагали, утопая по пояс в красном море цветов, каменное “горло кувшина”, на встречу с Бирюсой, унося с собой легенду о двух сестрах.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев